Подход шлюпки к берегу. При спокойном состоянии моря подход шлюпки к
берегу не представляет затруднений, однако при ветре, дующем в сторону
берега, управление шлюпкой усложняется из-за образующегося на мелководье
прибоя. Крутая прибойная волна всегда стремится поставить шлюпку лагом,
а высокий рассыпающийся гребень может моментально заполнить шлюпку
водой, что сделает ее неуправляемой. Задача экипажа — удержать шлюпку в
разрез идущей волне при сохранении хода вперед.
Подходить к берегу на прибое следует только под веслами. Практически это
выполняется следующим образом. При подходе к берегу, когда регулярное
волнение начинает приобретать характер прибоя, шлюпку разворачивают
кормой к берегу. Руль заменяют рулевым веслом. В ложбинах между гребнями
волн начинают табанить, продвигая шлюпку к берегу, а при подходе гребня
волны к носу шлюпки по команде рулевого
резкими и частыми гребками вперед, а также энергичной работой рулевого
весла удерживают шлюпку в разрез волне. После прохождения гребня опять
продвигают шлюпку к берегу, работая веслами назад. Для удержания носа
шлюпки против волны полезно воспользоваться плавучим якорем или
дректовом, отдавая их с таким расчетом, чтобы длины дректова хватило до
берега. Как только глубина будет приближаться к осадке шлюпки и до того,
как шлюпка коснется грунта, гребцы быстро убирают весла, выскакивают за
борт и с очередной волной на руках вытягивают шлюпку на берег.
Указанный способ приближения к берегу применяется при низменном береге и
при равномерно уменьшающихся глубинах. Если берег каменистый и командир
шлюпки не знает заранее удобного места для высадки, приближаться к
берегу на волнении крайне рискованно. Шлюпка может быть разбита о камни,
и экипаж окажется в критическом положении.
Подход к другому судну на волнении. При подходе к другому судну на
волнении шлюпка всегда должна идти по ветру, чтобы гребцы не тратили
силы на преодоление встречного волнения. Для этого судно А, с которого
спускается шлюпка, должно встать в положение 1 (рис. 168). Тогда
шлюпка следует к судну В по ветру и отчасти под защитой судна А. При
возвращении шлюпки судно А должно занять положение 11; и шлюпка на пути
следования от судна В к судну А также будет находиться в наиболее
благоприятном положении. Для сглаживания гребней волн можно выпускать
масло с судна А в положении I и с судна В (затушеванные участки на рис.
168).
Применение плавучего якоря. Плавучий якорь (рис. 169) изготавливается из
парусины в виде конуса с диаметром основания от 60 до 75 см, высотой
около 120 см и диаметром у вершины срезанного конуса около 3 см. В
основание конуса вставлен деревянный обруч, придающий якорю жесткость.
Конус об-ликовывается растительным тросом, ветви которого образуют строп
с коушем, за который, в свою очередь, крепится дректов — растительный
трос длиной не менее трех длин шлюпки и окружностью 75 мм. За вершину
конуса крепится нирал — линь окружностью 25 мм, той же длины, что и
дректов.
Назначение плавучего якоря — удержать нос шлюпки, находящейся на
волнении, против волны и ветра. Якорь выпускают на всю длину дректова,
нирал держат со слабиной. При наличии сильного волнения, когда шлюпку
захлестывают гребни волн, к дректову, на расстоянии нескольких метров от
якоря, прикрепляют мешок с маслом. Масло, выходя из мешка и
распространяясь тонким слоем по поверхности, сглаживает гребни волн. Для
уборки якоря выбирают нирал, якорь переворачивается вершиной конуса к
шлюпке, сопротивление движению в воде значительно уменьшается и его
уборка уже не представляет затруднений.