§ 62. МАНЕВРЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ НА ШЛЮПКЕ

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

 § 62. МАНЕВРЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ НА ШЛЮПКЕ

Подход шлюпки к берегу. При спокойном состоянии моря подход шлюпки к берегу не представляет затруднений, однако при ветре, дующем в сторону берега, управление шлюпкой усложняется из-за образующегося на мелководье прибоя. Крутая прибойная волна всегда стремится поставить шлюпку лагом, а высокий рассыпающийся гребень может моментально заполнить шлюпку водой, что сделает ее неуправляемой. Задача экипажа — удержать шлюпку в разрез идущей волне при сохранении хода вперед.

Подходить к берегу на прибое следует только под веслами. Практически это выполняется следующим образом. При подходе к берегу, когда регулярное волнение начинает приобретать характер прибоя, шлюпку разворачивают кормой к берегу. Руль заменяют рулевым веслом. В ложбинах между гребнями волн начинают табанить, продвигая шлюпку к берегу, а при подходе гребня волны к носу шлюпки по команде рулевого
резкими и частыми гребками вперед, а также энергичной работой рулевого весла удерживают шлюпку в разрез волне. После прохождения гребня опять продвигают шлюпку к берегу, работая веслами назад. Для удержания носа шлюпки против волны полезно воспользоваться плавучим якорем или дректовом, отдавая их с таким расчетом, чтобы длины дректова хватило до берега. Как только глубина будет приближаться к осадке шлюпки и до того, как шлюпка коснется грунта, гребцы быстро убирают весла, выскакивают за борт и с очередной волной на руках вытягивают шлюпку на берег.

 



Указанный способ приближения к берегу применяется при низменном береге и при равномерно уменьшающихся глубинах. Если берег каменистый и командир шлюпки не знает заранее удобного места для высадки, приближаться к берегу на волнении крайне рискованно. Шлюпка может быть разбита о камни, и экипаж окажется в критическом положении.

Подход к другому судну на волнении. При подходе к другому судну на волнении шлюпка всегда должна идти по ветру, чтобы гребцы не тратили силы на преодоление встречного волнения. Для этого судно А, с которого спускается шлюпка, должно встать в положение 1  (рис. 168). Тогда шлюпка следует к судну В по ветру и отчасти под защитой судна А. При возвращении шлюпки судно А должно занять положение 11; и шлюпка на пути следования от судна В к судну А также будет находиться в наиболее благоприятном положении. Для сглаживания гребней волн можно выпускать масло с судна А в положении I и с судна В (затушеванные участки на рис. 168).

Применение плавучего якоря. Плавучий якорь (рис. 169) изготавливается из парусины в виде конуса с диаметром основания от 60 до 75 см, высотой около 120 см и диаметром у вершины срезанного конуса около 3 см. В основание конуса вставлен деревянный обруч, придающий якорю жесткость. Конус об-ликовывается растительным тросом, ветви которого образуют строп с коушем, за который, в свою очередь, крепится дректов — растительный трос длиной не менее трех длин шлюпки и окружностью 75 мм. За вершину конуса крепится нирал — линь окружностью 25 мм, той же длины, что и дректов.

Назначение плавучего якоря — удержать нос шлюпки, находящейся на волнении, против волны и ветра. Якорь выпускают на всю длину дректова, нирал держат со слабиной. При наличии сильного волнения, когда шлюпку захлестывают гребни волн, к дректову, на расстоянии нескольких метров от якоря, прикрепляют мешок с маслом. Масло, выходя из мешка и распространяясь тонким слоем по поверхности, сглаживает гребни волн. Для уборки якоря выбирают нирал, якорь переворачивается вершиной конуса к шлюпке, сопротивление движению в воде значительно уменьшается и его уборка уже не представляет затруднений.