§ 64. УХОД ЗА СПАСАТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

§ 64. УХОД ЗА СПАСАТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ

Основным правилом ухода за спасательными средствами является содержание их в чистоте и постоянной готовности к действию. Наибольшего внимания требуют деревянные спасательные шлюпки, подверженные гниению. Поэтому нужно постоянно следить за тем, чтобы в шлюпку не попадала влага и пыль, которые, скапливаясь в местах прилегания шпангоутов к обшивке, образуют очаги гниения.
Чехлы шлюпок должны быть целыми и изготовлены из водонепроницаемой парусины. Не следует допускать скоплений воды на чехлах, закрывающих шлюпки, так как это приводит к неравномерному вытягиванию парусины и образованию постоянных углублений, быстро заполняющихся водой.

При жаркой погоде, способствующей рассыханию шлюпок, их следует периодически — утром и вечером — скатывать водой из шланга, а во время стоянки в портах заливать небольшим количеством воды, примерно на 1/3 высоты, подставляя под киль в нескольких местах временные подпорки.

В сухую погоду следует проветривать шлюпку изнутри и все предметы снабжения, которые вынимают из шлюпки. Парусное вооружение следует освободить от чехла и также растянуть для просушивания. Ни в коем случае не следует допускать, чтобы паруса начали гнить, признаком чего является появление темных точек на парусине. Процесс гниения идет интенсивно и паруса быстро выходят из строя.

Если шлюп-тали изготовлены из растительного троса, то весь свободный конец лопаря следует развесить таким образом, чтобы трос свободно обдувался ветром. Хранить лопари следует на вьюшке или в специальной корзине с закрытыми чехлами, предохраняющими лопари от влаги и длительного воздействия солнечных лучей.

При укладке шлюпочного снабжения тщательно проверяется состояние каждого предмета, особенно герметичность сосудов, в которых хранятся аптечка, ракеты, шашки и фальшфейеры, запас воды и провизии и т. д. Если питьевая вода хранится в деревянных анкерках, ее необходимо периодически заменять, иначе она приобретает неприятный привкус. При отрицательных температурах питьевую воду следует хранить во внутренних отапливаемых помещениях судна вблизи шлюпок.

Уход за шлюпбалками заключается в очистке от грязи и смазке всех вращающихся частей, а также блоков шлюп-талей, талрепов, вертлюгов и т. п. Необходимо периодически разбирать движущиеся части для осмотра недоступных мест (шпоры и втулки блоков и шкивов и т. д.). Места с открытой смазкой — червячные передачи, зубчатые секторы и рейки — после чистки и смазки необходимо закрывать парусиновыми чехлами с быстроотдающимся креплением. Для придания хорошего внешнего вида шлюпки и шлюпбалки следует мыть мыльными растворами во время мойки надстроек. Места появления ржавчины нужно тщательно зачищать, грунтовать и окрашивать. Окраска шлюпбалок и шлюпок также производится одновременно с окраской рубок и надстроек.

Уход за спасательными кругами состоит в периодической их мойке и окраске. Следует помнить, что большое количество слоев краски не только увеличивает вес круга, но также уменьшает его поддерживающую способность. Поэтому красить круг

следует только при действительной необходимости. Необходимо периодически проверять прочность линя, которым круг окантован, в особенности под парусиновым бантом, которым линь прикреплен к кругу, а также водонепроницаемость оболочек, в которых находятся дымовая шашка и самозажигающийся буек.

На спасательных жилетах проверяется наличие тесемок и завязок и их прочность, крепление свистка и исправное действие электрофонаря.