§ 59. СПУСК И ПОДЪЕМ ШЛЮПОК В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

§ 59. СПУСК И ПОДЪЕМ ШЛЮПОК В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ

Основной операцией при использовании спасательного устройства является спуск шлюпок, который при аварийных обстоятельствах может происходить в любых условиях; при шторме, сильной качке, значительном крене судна, а также в темное время и при отсутствии освещения. Необходимость спуска шлюпки может оказаться внезапной. В таких сложных условиях успешный результат операции по спуску шлюпок может быть получен только при быстрых, четких и согласованных действиях экипажа, члены которого прошли хорошую тренировку и обладают достаточным опытом и знаниями по управлению шлюпочным устройством. Особо важное значение имеет подготовка экипажа пассажирских судов. За каждой спасательной шлюпкой должен быть закреплен опытный старшина, который должен следить за тем, чтобы команда шлюпки знала свои обязанности. За моторной шлюпкой должен быть закреплен моторист. На пассажирских судах на шлюпки дополнительно назначаются два-пять человек (в зависимости от вместимости шлюпки), которые должны обладать знаниями и навыками, необходимыми для выполнения всех операций со спасательной шлюпкой (спуск, гребля, управление шлюпкой и т. д.).

Обязанности каждого члена экипажа по подготовке и спуску шлюпок определяются судовым расписанием «шлюпочная тревога». Соответствующая выписка из этого расписания вывешивается над койкой каждого члена экипажа, который должен твердо знать свои обязанности. Каждый член экипажа закреплен за определенной шлюпкой и по расписанию может выполнять работы как по непосредственной подготовке шлюпки к спуску, так и другие обязанности: организовать движение пассажиров, подносить к шлюпке питьевую воду (в зимнее время), выполнять распоряжения администрации и т. д.

Навыки в управлении шлюпочным устройством приобретаются при учебных тревогах, во время которых настоятельно рекомендуется спускать на воду по возможности несколько шлюпок с двух бортов.

Посадка в шлюпку всех расписанных на нее членов экипажа или пассажиров производится, как правило, при нахождении шлюпки на шлюпбалках; в этом случае, даже при качке судна, шлюпка остается неподвижной, создавая наиболее безопасные условия для посадки по сравнению со шлюпкой, стравленной до уровня палубы. Если же по местным условиям посадка в шлюпку производится с палубы на вываленную за борт шлюпку, должно быть применено приспособление, удерживающее шлюпку вплотную к борту судна. Для этой цели могут быть использованы растительные тросы, коренные концы которых закрепляют на палубе, а ходовые —за наиболее удобные части у оконечностей шлюпки. Неуспевшие сесть в шлюпку с палубы судна спускаются в шлюпку по штормтрапу или по спасательным шкентелям, которые подтягиваются к борту судна за специальный тросик-оттяжку.

При наличии волнения и качки судна спуск шлюпки значительно осложняется, так как во время спуска шлюпка может удариться о борт судна и получить серьезные повреждения, вплоть до разрушения своего борта. Для предохранения от таких ударов применяются отпорные крюки, упираясь которыми в борт судна, стараются уменьшить силу удара. Для этой же цели могут применяться и весла, причем упирать в борт судна следует рукоять весла, а не лопасть.

Если имеется возможность выбора, шлюпки всегда спускаются с подветренного борта, у которого поверхность воды значительно спокойнее. В случае же вынужденного спуска с наветренного борта следует приспустить шлюпку до воды так, чтобы гребни волн не доставали до днища шлюпки, а затем выбрать момент, когда волнение будет наименьшим, и быстро стравить шлюпку на воду, стараясь посадить ее на подошву волны между двумя гребнями. После спуска надо как можно быстрее выложить блоки шлюп-талей и сразу же отойти от борта. Для уменьшения опасности заливания шлюпки водой вовремя нахождения ее у борта можно выпускать масло с носовой или кормовой части судна, в зависимости от направления ветра. Масляная цлен-ка, быстро распространяющаяся по поверхности воды, хотя и не уменьшает высоты волны, но препятствует образованию гребня на ее вершине, который особенно опасен для шлюпки.

В соответствии с требованиями Правил Регистра СССР шлюпбалки конструируются и устанавливаются с таким расчетом, чтобы шлюпку можно было беспрепятственно спустить на воду при крене судна на противоположный борт до 15°. Чтобы шлюпка не смогла зацепиться за выступающие части корпуса судна, кромку борта и другие выступы, на внутренний борт шлюпки, на расстоянии примерно одной трети длины шлюпки от носа и на таком же расстоянии от кормы, надеваются

съемные полозья (см. рис. 161). Они состоят из стальных полос 2 с деревянными подушками 3, упирающимися в корпус шлюпки 1. Нижним концом, загнутым в виде крюка, полозья заводятся за киль шлюпки, верхний конец полозьев опирается на ее планшир через резьбовой стопор 4. Обжимая стопор с помощью барашка, полозья прочно прижимают к борту шлюпки. Полозья заводят на шлюпку заблаговременно, и в положении по-походному шлюпка постоянно находится в готовности к спуску с заведенными полозьями. После спуска шлюпки на воду стопор отдается и полозья легко снимаются с борта шлюпки.

 



При очень неспокойном море, когда крен судна достигает больших величин, предохранить шлюпку от ударов о борт судна с помощью отпорных крюков чрезвычайно трудно. В этом случае шлюпку можно спустить с помощью подкильного конца, коренной конец которого закрепляют на палубе со стороны борта, противоположного тому, с которого спускается шлюпка, а ходовые концы, охватывая шлюпку снаружи, с помощью талей или лебедки прижимают ее к борту судна во время спуска (рис. 164). Подкильный конец, начиная от днищевой скулы судна (примерно с середины), раздваивается, образуя две ветви троса — усы, которые и охватывают шлюпку в ее кормовой и носовой частях. После вываливания шлюпки обе ветви подкильного конца прихватывают концом растительного троса за банку, чтобы они не соскочили с оконечностей шлюпки.

После спуска на воду подкильный конец немедленно освобождают, поэтому крепящий растительный трос лучше не крепить за банку узлом, а, накинув на нее два-три шлага, держать ходовой конец в руках. Одновременно освобождают на палубе судна подкильный конец (от талей или стравливают с лебедки) и получившие слабину ветви подкильного конца обносят на шлюпке за ее корму, после чего шлюпка сразу же отходит от борта.

При спуске шлюпки судно может иметь незначительный ход вперед или назад. При ходе вперед, если шлюпка вынуждена ожидать посадки, ее удерживают рулем в таком положении,
чтобы ее не било о борт судна и в то же время на таком расстоянии, чтобы можно было безопасно сойти по штормтрапу в шлюпку. Если же судно имеет задний ход, то перед спуском следует завести кормовой фалинь, закрепив его по возможности дальше на палубе судна.

Как только шлюпка села на воду, следует выложить блоки кормовых и носовых шлюп-талей. Большинство современных шлюпок снабжено устройством для дистанционного и одновременного выкладывания шлюп-талей, приводимого в действие простой рукояткой. При отсутствии такого устройства блоки талей выкладывают вручную, причем блок следует держать только за щеки, а не за лопари или скобу, что может привести к серьезной травме рук. До тех пор, пока шлюпка не отошла от борта судна, блоки шлюп-талей следует вывести за борт шлюпки и удерживать их в таком положении, так как на волнении блоки могут зацепиться за детали корпуса шлюпки и повредить их или же причинить ушибы находящимся в шлюпке людям.

После посадки всех людей в шлюпку следует для наиболее быстрого отхода от борта судна энергично и быстро выбирать носовой фалинь, придавая шлюпке движение вперед. Руль следует переложить на наружный борт. Затем клевант фалиня выдергивают, и шлюпка освобождается от фалиня без отдачи его с борта судна.

Перед подъемом шлюпки на судне должны быть выполнены подготовительные работы. Судно должно выполнить такой маневр, чтобы борт, на который будет подниматься шлюпка, оказался подветренным. Если необходимо, с носовой части судна выпускают масло. Для приема шлюпки на судне подготавливают бросательные концы, за которые на судно может быть поднят шлюпочный фалинь, и два — три растительных.

Растительные концы при возможности непосредственно подают на шлюпку, где они должны быть закреплены как носовой, а при необходимости, и кормовой фалини. На открытой шлюпке принятый конец необходимо пропустить через рым, расположенный у штевня, и закрепить шлюпочным узлом за банку. На за-палубленной шлюпке конец крепят за кнехт или за рым. Если необходимо обеспечить более надежный прием шлюпки, на судне заводят бурундук, за который и крепят шлюпку.

При отсутствии шлюпочных лебедок ходовые лопари рекомендуется через канифас-блоки разнести на грузовые лебедки, что значительно ускорит, а при штормовой погоде и обезопасит подъем шлюпки.

Для приема концов с борта судна шлюпка должна подходить ближе к носу от места расположения шлюпбалок и после того, как конец будет принят или подан свой, фалинь и закреплен на судне, шлюпка легко может быть спущена к месту расположения шлюпбалок; на подтягивание же шлюпки к шлюпбалкам с кормы потребуется затратить гораздо больше усилий.
Перед закладкой нижнего блока шлюп-талей за гак шлюпки необходимо убедиться в том, что тали идут «чисто», т. е. что тали не перекрутились и что блок не перевернулся верхним концом вниз, и при этом не произошло перекрещивания талей, что часто наблюдается при многошкивных талях, оснащенных растительным тросом. При закладке за шлюпочный гак блок талей следует держать за щеки, удерживая его в заложенном положении до тех пор, пока тали не набьются окончательно; в противном случае на волнении гак может самопроизвольно выложиться. Современные шлюпки оборудованы «закрытым» гаком, который открывается только на момент закладки блока и в закрытом положении удерживает его даже при наличии слабины в шлюп-талях.

Если шлюпка поднимается лебедкой под шлюпбалки гравитационного или заваливающегося типа, то подъем может производиться с полным штатным количеством людей только до момента заваливания шлюпбалки или практически до уровня палубы. Затем из шлюпки должны быть высажены все люди, кроме двух — трех человек, необходимых для обслуживания подъема, с которыми .и производится заваливание шлюпбалок вместе со шлюпкой. Заваливание с полным количеством людей запрещается, так как прочность шлюпочного устройства обычно не рассчитана на возникающие при этом большие нагрузки.

После подъема в шлюпке открывают спускные пробки для стока воды, проверяют и укладывают в должном порядке снабжение, открытые шлюпки закрывают чехлом, растительные лопари талей навивают на вьюшки и закрывают чехлами, если не требуется просушка тросов. При креплении чехлов как шлюпочных, так и на вьюшках необходимо применять легкораз-дергивающиеся узлы, чтобы при срочном спуске шлюпки затянувшиеся или намокшие узлы не вызвали задержек.

Уборка и крепление шлюпки по-походному выполняется таким образом, чтобы спасательная шлюпка была постоянно и полностью готова к спуску, с полным комплектом шлюпочного снабжения. Проверка готовности шлюпки входит в обязанность шлюпочного старшины.