§ 51. РАБОТА ТЯЖЕЛОВЕСНЫМИ СТРЕЛАМИ

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

§ 51. РАБОТА ТЯЖЕЛОВЕСНЫМИ СТРЕЛАМИ


Погрузка и выгрузка грузов, вес которых превышает грузоподъемность легких стрел, в большинстве случаев выполняются береговыми средствами. В некоторых случаях такие грузы могут перегружаться с помощью судовых тяжеловесных стрел.

Порядок вооружения стрелы состоит в следующем: при снятом такелаже его вначале выносят из кладовых и раскладывают по палубе или на грузовых люках. Если такелажем давно не пользовались и по внешнему виду он требует тщательного осмотра, необходимо разобрать блоки гиней и оттяжек, очистить все детали от грязи и ржавчины, проверить состояние втулок шкивов, все тщательно смазать и вновь собрать. Тросы следует осмотреть, убедиться в отсутствии лопнувших проволок, а также в том, что трос не поржавел. При необходимости тросы тируют. Указанные работы, как правило, должны выполняться на судне заблаговременно, а не перед началом работы тяжеловесной стрелы.

Первыми на стрелу заводят оттяжки, без которых стрелу нельзя вываливать из бугеля крепления по-походному, так как стрела может стремиться вывалиться за борт при наличии даже очень незначительного крена. Для облегчения работы можно завести временные, легкие оттяжки, только на время спуска стрелы. Затем отдают крепящий стрелу бугель и она вываливается, удерживаясь на шкентеле 9 (см. рис. 122). Предварительно ходовой конец шкентеля заводят на грузовой барабан лебедки.

Под нок опущенной стрелы подкладывают деревянные брусья— прокладки для удобства подвешивания верхнего блока грузовых гиней и оттяжек. Верхний блок топенант-гиней поднимают при помощи горденя, заведенного в блок, который устанавливают выше места крепления топенанта. Нижний блок подводят к обуху на ноке стрелы при помощи шкентеля легкой грузовой стрелы. Мантыли оттяжек крепят к бугелю на ноке стрелы, а нижние блоки талей — на палубе или планшире фальшборта с таким расчетом, чтобы во время работы стрелы оттяжки не ложились бы на ванты или штаги.

Рангоут современных судов в большинстве случаев не подкрепляется вантами и штагами, и работа легких стрел обеспечивается прочностью самого рангоута. Но для работы тяжеловесной стрелы рангоут подкрепляют дополнительными штагами, обычно двумя, которые заводят от топа мачты и крепят к специальным обухам, установленным на палубе по обоим бортам судна. Слабина штагов выбирается талрепами, которые, несмотря даже на кратковременность работы стрелы, обязательно должны быть застопорены стопорными гайками или планками.
После того как весь такелаж разнесен и закреплен по своим местам, ходовые концы топенант-гиней, грузовых гиней и оттяжек заводят на барабаны лебедок и крепят. Предварительно лебедки должны быть опробованы на холостом ходу, тщательно осмотрены и смазаны. Лебедки, имеющие переключение на «большой» и «малый» ход, должны быть поставлены на «малый» ход. Перед подъемом стрелы необходимо убедиться в том, что штыри всех заведенных скоб — на гинях, оттяжках и т.п.— надежно застопорены шплинтами. Подъем стрелы в рабочее положение осуществляется топенант-гинями, при этом оттяжками стрелу удерживают в диаметральной плоскости судна.

Работы по погрузке или выгрузке тяжеловесов являются ответственной операцией и согласно Уставу службы на судах морского флота руководить работами должен старший помощник капитана. К управлению лебедками допускаются опытные матросы, так как безопасность работы во многом зависит от
согласованных действий лебедчиков. Необходимо особенно внимательно наблюдать за работой оттяжек во время вываливания или заваливания стрелы: оттяжки не должны иметь слабины и в то же время их натяжение не должно быть чрезмерным, что может привести к их обрыву. Во время опускания или подъема стрелы длина оттяжек также меняется, что нужно также учитывать лебедчикам, управляющим оттяжками.
 


Для работы с тяжеловесными грузами должны применяться стропы из стального троса соответствующей прочности и длины. Не следует применять слишком короткие стропы, так как ветви стропа будут испытывать чрезмерную нагрузку (рис. 133). Под строп, огибающий острые кромки поднимаемого груза, необходимо подкладывать предохранительные прокладки — деревянные из мягких пород дерева (сосна, ель)—или плетеные маты. При закладывании стропов за скобы грузовых гиней следует обращать внимание на положение скобы, которая должна заводиться спинкой вниз.

При подъеме груза стрелу необходимо установить точно над грузом и после того как стропы обжаты, следует осмотреть подъем и убедиться в том, что стропы заложены правильно. Затем груз надо приподнять от настила и положение стропов проверить вторично, после чего подать команду на подъем груза из трюма.