Как двигаться  диктору по студии?

  Главная       Учебники - Журналистика      Диктор телевиденья (Брюс Льюис)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

Как двигаться  диктору по студии?

Если программа, которую вы ведете, требует от вас движений, вам повезло. Одна из главных жалоб всех теледикторов— недостаток движения. Почти все «связки» между номерами и передачами делаются сидя или стоя. Разработайте движения тщательно с помощью режиссера и его помощника. Проследите, чтобы все точки, в которых вы должны останавливаться, были отмечены мелом на полу.

Кроме того, отработайте движения сами. Стремитесь к плавности и легкости. Используйте полностью отведенное вам время. Не торопитесь от одной точки к другой.

Если вам надо пройти в другую часть студии, вставайте со стула спокойно. Это даст оператору время переместить камеру, чтобы взять более общий план.

Если вы вскочите, ваша голова скроется за верхней рамкой кадра. Микрофон, подвешенный на журавле повыше вас, может неожиданно появиться на экране, если телеоператор попытается, следуя за вами, поймать вас в объектив до того, как звукооператор поднимет журавль. Помимо этого технического аспекта слегка замедленные движения более приятны для глаз и дают время понять, что происходит. Разработайте свои движения r соответствии с текстом; сделайте пометки, чтобы знать, где будет перерыв, где изменить тон и т. д.

Движение без цели — бессмысленно. Вероятно, вам придется быстро взглянуть на пол, чтобы увидеть меловые отметины, когда вы движетесь из одной точки в другую. Проследите, чтобы пауза совпадала с этим брошенным вниз взглядом. Так при соответствующей практике и, можете создать впечатление, что, читая на ходу, вы па мгновение заколебались, чтобы собраться с мыслями. Вы, должно быть, замечали, что люди смотрят вниз, когда собираются г мыслями во время паузы.

Если у пас па шее радиомикрофон — надо до передачи несколько изменить план движений. (Частые повороты и одном и том же направлении создадут затруднения с микрофонным кабелем. Если ваши движения но студии очень сложны, потребуется звукооператор, чтобы следить за кабелем.)

Предметы, иллюстрирующие сообщение диктора

Телевидение оперирует визуальными средствами, и потому чем больше вы покажете, тем лучше. Сухое сообщение о краже драгоценностей оживет, если вы покажете похожие вещи, добавив при этом: «Вот такие бриллианты украли из...» Воображение зрителей захвачено. Они лучше понимают суть дела и, конечно, скорее помогут найти украденное.

’Использование предметов в сочетании с кинокадрами и диапозитивами дает телевидению огромные преимущества перед радио. Если работнику телевидения скажут, что его передача с тем же успехом могла бы быть передана по радио, он может считать, что провалился В идеале все, о чем говорят по телевидению, должно быть проиллюстрировано. Не надо читать текст, пока не исчерпаны возможности зрительного ряда. К сожалению, из-за недостатка времени мы ежедневно пренебрегаем этим правилом.

Проанализируйте несколько дикторских выступлении. Подумайте о том, насколько они были бы лучше, если бы использовались изобразительные средства.

Мы уже говорили о руках; часто диктор не знает, куда их деть. Если вы что-то показываете, эта трудность исчезает.

Когда диктор задолго до передачи знает, что будет нужно, ему следует подобрать предметы, которые можно демонстрировать; это очень оживит передаваемое вами сообщение.

Возможности его ограничены лишь размерами студии да еще тем, можно ли достать нужный предмет.

Текст диктора

Пет двух людей, говорящих абсолютно одинаково; и только очень искусный автор способен написать текст, который бы пришелся любому. Поэтому диктор-журналист часто редактирует и переделывает текст (не меняя смысла), чтобы подогнать его к своей манере.

Это особенно касается тех исполнителей, кто сам, как бы от себя, ведет программу. Слушая простые сообщения информационного характера пли объявления, зритель понимает, что вы говорите по готовому тексту и меняете его лишь с согласия редактора.

 

Читайте текст вслух, как только вы его получите. Работники телестудий привыкли, что дикторы разгуливают но зданию и разговаривают сами с собой.

Если вы найдете предложения, которые звучат неестественно, переделайте их. Представьте себе своего зрителя. Составлено ли сообщение наилучшим образом — так, чтобы он все понял, когда вы, именно вы, будете говорить? Хорошо ли ориентируется автор в требованиях телевидения? Это определить нетрудно. Внимательно изучите текст, представляя себе, что вы и зритель —собеседники. Предположим, в тексте есть такая фраза: «Сегодня в семь тридцать вечера смотрите на своих экранах Фреда Парка и его группу». Что в этой фразе неверно? Всего лишь одна буква. Употребив слово «экраны» вместо «экран», автор невольно выдал себя,— он не понял одного на основных правил телевидения, Как может человек сразу смотреть на несколько экранов? Тот, кто так пишет, все еще соотносит свой текст с массовой, миллионной аудиторией и не имеет в виду беседу «один на один».

Время от времени вы будете работать с истинными мастерами своего дела. Воплощать их замысел —одно удовольствие, добиваясь такого же высокого мастерства. Но вообще — главным образом из-за спешки, с которой работают на телевидении, нужно тщательно проверять и править текст. Лучше всего, конечно, если вы можете писать сами.

Если вы дежурите па программе, заучивайте короткие объявления, которые вы делаете в кадре. Вы каждый день будете иметь дело с микрофонной папкой, содержащей объявления программ, заполняющих каждую паузу. Кроме случаев, когда два объявления идут почти подряд, одно за другим (то есть с интервалом менее десяти минут), заучивайте каждый кусочек отдельно, сосредоточивая все внимание только па том очередном отрывке, который нужно будет прочесть. Вам не придется запоминать сразу много.

Некоторые дикторы любят делать пометки на тексте выступления

Они подчеркивают слова, на которых надо сделать ударение, указывают паузы и даже ставят интонационные значки.

Помню, на радио работал диктор, чьи тексты походили на музыкальную партитуру, а во время передачи он держал руку возле уха, чтобы лучше себя слышать, и взмахивал
другой рукой в такт речи. Я часто думаю, смог ли бы он работать на телевидении...

Вы должны выработать собственную систему чтения текста; но не увлекайтесь техническими деталями — они будут мешать главному. Сосредоточившись на своих пометках, вы можете нарушить плавность речи.