ТЕХНИКА ВЕЩАНИЯ ДИКТОРА

  Главная       Учебники - Журналистика      Диктор телевиденья (Брюс Льюис)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

ТЕХНИКА ВЕЩАНИЯ ДИКТОРА

 

Наконец вы достигли поставленной цели.

Окружающая вас обстановка и каждодневная работа на студии еще кажутся вам странными и незнакомыми. Но время бежит, и вот — вы ведете свою первую «живую» передачу. Вы поминутно поглядываете на часы, что прежде с вами не случалось.

Вы нервничаете и очень возбуждены. Половина вашей души только и ждет выхода в эфир, а вторая половина хочет, чтобы время остановилось и роковой момент никогда не наступил.

Друзья и коллеги добры к вам и стремятся во всем помочь. Однако вам весьма не по себе, и это понятно. Вы — как солдат, который прошел подготовку и кое-что знает о военном искусстве, но не прошел испытания боем. Как и он, вы не уверены, что справитесь в непривычной обстановке.

Возможно, вам покажется, что вы перенервничали. Наш голос, быть может, не повинуется вашей воле. Однако помните, что все побывали в такой ситуации и ничего страшного с ними не случилось.

Ваш «личный» зритель

На этом этапе очень важно развивать в себе сознательный подход к ситуации. Поначалу вам будет трудно достичь чего-то большего, чем механическое исполнение

своей роли. Именно поэтому перед работой всяки раз думайте над тем, что сказано в этой главе.

Вам нужно передать какое-то сообщение. Возможно, оно не представляет особого интереса для пас, но важно для многих людей, которые смотрят телевизор. Подумайте о смысле сообщения. Представьте себе тех людей, к которым оно обращено. Уменьшайте мысленно эту группу, пока у вас не останется один человек, представляющий всех зрителей. Он (или она) и будет вашей аудиторией на все время передачи. Человек этот —один из заинтересованных в том, о чем вы будете сейчас говорить, и пристально следит за вами. Когда вас так внимательно слушают, вы сделаете все, чтобы информация доходила именно так, как вы хотите.

Вы будете поглощены процессом сообщения — тем, чтобы вас правильно поняли; и эта искренняя заинтересованность неизбежно отразится у вас на лице. Покажется, что слова, которые вы говорите, возникают спонтанно. Появится полная иллюзия свободной, неподготовленной речи.

Чрезвычайно важно, чтобы профессиональный телевизионный диктор видел В своем воображении определенного человека, который смотрит на пего и слушает. Попробуйте проанализировать работу дикторов, когда они выступают по телевидению. Вы можете проследить за ходом их мыслей по выражению глаз. Действительно ли они говорят для вас? Действительно ли они думают о том, что говорят? Трогает ли вас их энтузиазм? Если да — вы можете держать пари, что они разговаривают с человеком, которого прекрасно себе представляют. Если нет — вы можете быть уверены, что они говорят механически, обращаясь к аппарату, то есть камере.

Ниже мы познакомимся с суфлирующими устройствами в телевидении. Они полезны, но мало способствуют впечатлению естественности. Если диктор не приобретет технических приемов, необходимых для успешного использования такого оборудования, он покажется автоматом с исключительной памятью, роботом-магнитофоном, не более.

На первых порах работы вы, вполне естественно, поглощены своей речью и внешностью. «Хорошо ли прозвучит мой голос?», «Понравится ли им мое лицо?». Сомневаюсь, чтобы кто-нибудь на первой передаче не задавал себе этих вопросов. Однако знайте: если вы приняты на телевидение для работы в кадре - ваша внешность приемлема, а голос — удовлетворителен.

Пусть эти эгоцентрические заботы покинут вас поскорее. Они исчезнут сами по себе, как только вы сможете выработать сознательный подход к ситуации, о котором мы уже говорили. Вы будете больше беспокоиться о сообщении и о том, кто его воспринимает, нежели о самом себе. В телевидении все делается быстро — энергия каждого работника студии направлена на производство программ, которые передаются одна за другой. Вот почему, как вы заметите, очень немногие смогут уделить вам время, чтобы дать совет или конкретное указание. Вам придется быстро учиться самому даже в то время, когда вы в эфире. В других областях люди осваивают профессиональную технику постепенно, в стороне от основного производственного процесса и учатся на своих ошибках, пока не смогут встать вровень с коллегами. Вам же, телевизионному диктору, придется работать в полную силу с самого начала под пристальным взглядом миллионов, когда каждая ошибка становится очевидной для всех. Вас неизбежно будут сравнивать с другими, опытными дикторами, всё профессиональное мастерство, быть может, очень высоко. Замечания друзей после передачи могут быть полезны для вас, но они, вероятно, будут носить общий характер. Кроме того, друзья оценят вас не строго. Они снисходительно истолкуют слабые стороны вашего выступления и подчеркнут все хорошее. Поэтому польза от них будет небольшая. Руководители студии охотно отметят ваши просчеты, но в большинстве случаев они не знакомы с профессиональной спецификой работы диктора и не смогут посоветовать вам, как исправить ошибки.