Телесуфлеры

  Главная       Учебники - Журналистика      Диктор телевиденья (Брюс Льюис)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

Телесуфлеры

Один режиссер телевизионной компании однажды сетовал па то, что ему «надоело смотреть на дикторские макушки».

Видимо, его дикторы слишком явно читали текст перед камерой. Не так давно на телевидении применялись разные устройства, чтобы это как-то исправить. Рядом с камерой вывешивались «доски для дураков», то есть классные доски или плакаты на которых текст писали печатными буквами. Однако от них было мало толку, если диктор не умел к ним приспособиться.

Небольшие карточки с надписями, закрепленные за пределами кадра, были практичнее, но незаметно их читать тоже нелегко.

С тех пор изобретено много механических и электрических суфлеров. Автосуфлеры, или телеподсказчики,—это приборы, тексты для которых печатаются на рулонах плотной желтой бумаги около двадцати пяти сантиметров шириной. Буквы (все — заглавные, около одного сантиметра) наносятся на эту бумагу с помощью электрической пишущей машинки.

В студии перфорированная лепта с текстом, подобно кинопленке, передвигается роликами, расположенными по краям рамки, открывающей примерно шесть строк Рамка освещена во время работы небольшой лампочкой и помещается либо выше, либо ниже объектива камеры. Создается полная иллюзия, что говорящий смотрит прямо в объектив, хотя на самом деле он смотрит выше или ниже. Есть усовершенствованное устройство, которое позволяет говорящему смотреть прямо в объектив. Слова проецируются па стеклянную пластинку, помещенную непосредственно перед объективом. Недостаток этой системы — несовершенство оборудования; подвижность камеры ограничена, а стеклянный экранчик может в любой момент испортиться. Кроме того, на нем отражаются блики от студийных прожекторов.
 

В телесуфлере лепта с текстом протягивается с помощью электромотора. За работой устройства наблюдает оператор, перед которым проходит тот же текст, в такой же рамке. Иногда оператор' сидит рядом с читающим (за пределами кадра, конечно), чтобы следить за ходом текста на камере. Он может находиться и в другом месте студии, далеко от камеры — теоретически это не имеет значения, поскольку благодаря перфорациям и его текст и тот текст, что проходит на камере, сиихроннзиропани И движутся одинаково.

Однако важно, чтобы оператор отчетливо слышал диктора— либо непосредственно, либо через наушники. Когда диктор делает паузы, оператор останавливает ленту с текстом; когда диктор ускоряет чтение, оператор ускоряет движение телесуфлера.

Оператор выполняет и подготовительную работу, корректируя движение ленты с текстом и вставляя знаки препинания. Машинистка, пишущая для телесуфлера, имеет в своем распоряжении только прописные буквы. По просьбе диктора можно включить ремарки («а сейчас — повернуться к карте», «пройти по студии» и т. д.). Обычно они другого цвета, чтобы диктор по ошибке не принял их за часть текста.

Однако эти изобретения сыграли на руку дилетантам. Раньше профессионала уважали за то, что он может заучивать текст и говорить без подготовки. Теперь, благодаря телесуфлеру, почти все, кто умеет читать вслух, могут прилично выступить по телевидению. Л это чаще всего — ограниченные, скучные люди; они только читают, не больше. Дилетант даже не знает, как вести себя перед камерой — он просто следует за текстом.

Диктору понадобится все его мастерство, чтобы при пользовании телесуфлером беседа казалась импровизацией. Зрителю не надо знать, что вы читаете но тексту.

Беседуя с людьми, изучайте их; они не все время смотрят в глаза друг другу. Размышляя, меняя тему, они отводят взгляд в сторону, замолкают, двигаются, взмахивают рукой.

Все это должны делать и вы, работая с телесуфлером. Тут нужен большой опыт и совершенное знание текста. Не поддавайтесь соблазну — думайте о смысле текста, хотя нам н не пришлось его заучивать.
 

 

Одежда и внешний вид диктора

 

 

Когда вы станете штатным диктором, вы залетите, что за вашим видом следят Руководитель вашей редакции или отдела будет придирчиво смотреть на ваше изображение. Гримеры сделают все возможное, чтобы усилить вашу привлекательность и свести до минимума недостатки. Студия, вероятно, даст вам денег на экипировку,— чтобы вы были безупречно одеты, когда находитесь перед камерой, на виду у публики.

Посоветуйтесь со знающим человеком, какой фасон вам идет. Как правило, умеренные цвета воспринимаются лучше всего Избегайте черного и белого (см. раздел об освещении). Не покупайте волосатых вещей или в крапинку — на телеэкране это создает стробоскопический эффект. Помните, что телеэкран помнит людей; если вы не очень стройны, не носите широких костюмов.

И мужчины и женщины должны стремиться к простоте линий, одеваться без крикливости. Будьте элегантны, но не экстравагантны.