Выразительность диктора

  Главная       Учебники - Журналистика      Диктор телевиденья (Брюс Льюис)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

Выразительность диктора

Одно дело понять текст, другое — преподнести его с наибольшим эффектом Когда мы понимаем текст, мы знаем, на каких словах делать логическое ударение и какие фразы подчеркивать голосом.

Из-за сжатости телевизионного текста (то есть из-за того, что материал не выходит за пределы голого смысла), сократить его нелегко, а на каждое слово падает большая эмоциональная нагрузка.

Как же избежать монотонности?

Изучение различных видов выразительной речи помогает нам выбрать то, что нужно. Мы подчеркиваем слово не только усилием голоса. Можно кроме того:

1) понизить голос;
 

2) сделать его звучнее;

3) регулировать интонацию {меняя обычный ритм и топ);

4) регулировать высоту;

5) удлинять начальные звуки ударных слогов;

6) использовать паузы либо перед, либо после слова, которое вы хотите подчеркнуть;

7) изменить выражение лица;

8) применить тот или иной жест (при передаче новостей не практикуется).

Любой из этих приемов пригодится в подходящий момент. К тому же возможно бесконечное число комбинаций. Однако каждый может быть использован и правильно и неправильно. Диктору нельзя останавливаться на достигнутом — ведь в его распоряжении бесконечное множество речевых вариаций.

Однако не слишком беспокойтесь о том, гибка ли ваша речь на данном этапе. Стремитесь к ясности и разнообразию, и члены жюри заинтересуются вами.

 

 

Выступление диктора перед камерой

Как мы уже говорили, информационные материалы и рекламные объявления, несомненно, войдут в набор текстов, который вам предложат на конкурсном прослушивании. Их надо читать аккуратно. Не пытайтесь импровизировать в этой части конкурса. В конце концов, изменив одно слово, вы можете придать совершенно иной смысл информационному сообщению и серьезно исказить его.

Вполне вероятно, что вам предложат тексты обычных программных объявлений. Они будут сообщать о предстоящих шоу и указывать, в какие дни и в какие часы их можно посмотреть. Часть текста, вероятно, будет предназначена для комментирования диапозитивов (за кадром). Все остальное вы будете читать в кадре, перед камерой.

Нет нужды задерживаться на той части текста, которая читается в кадре; лучше поговорить о чтении коротких заголовков: названий шоу, имен актеров, дня и часа передачи. Когда тренируетесь, выясните сначала, что это за шоу, а затем говорите, глядя в воображаемую камеру. Когда нужно, заглядывайте в текст. Потренировавшись, вы в какой-то момент удивитесь, как долго вы можете говорить перед камерой без бумажки.
Все эта, естественно, относятся к тем разделам ведения программы, которые аы читаете в кадре. Тексты, читающиеся за кадром под диапозитивы, можно преподнести обычным способом.

Ознакомьтесь подробно с программами той студии телевидения, в которую вы хотите поступить. Изучите все, что можете, о популярных передачах, об их участниках, о работе самой студии,— это придаст вам уверенности перед камерой.

Всегда создается хорошее впечатление, если человек интересуется деятельностью студии, в которой собирается работать.