Второе «я» диктора

  Главная       Учебники - Журналистика      Диктор телевиденья (Брюс Льюис)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

Второе «я» диктора

Вы уже представили себе воображаемого зрителя. Теперь необходимо создать второе «я». Когда вы ведете передачу по телевидению, умейте посмотреть на себя со стороны. Пусть ваше второе «я» бросит на вас критический и беспристрастный взгляд. Вы становитесь как бы своим режиссером.

Многие актеры прибегают к этому методу. Они рыдают, и лица их искажены страданием, но какая-то частица мозга молча наблюдает со стороны и, подобно кукольнику, контролирует и направляет поведение своего «я». Этот чисто профессиональный прием помогает избежать неряшливости и несобранности.

Если диктор ошибается, это создает цепную реакцию. Думая об одной ошибке, бедняга делает другую, пока не испортит всю передачу, Второе «я» весьма полезно в подобном случае.

Вы сбились, но продолжаете читать, а ваш внутренний голос нашептывает: «Это было глупо, но пойми, как ты допустил оплошность, и она никогда не повторится. Извлеки из этого еще один урок».

Выбросьте все это из головы. Сосредоточьтесь на том, что вы делаете. Не допускайте, чтобы одна ошибка, которую зритель уже забыл, испортила все выступление.

Таким образом, диктор выступает сразу в трех лицах: он — это и он сам, и воображаемый зритель, и внутренний руководитель Образ зрителя должен быть как можно конкретнее; второе «я» будет расплывчатым, почти подсознательным, однако оно вам поможет, словно суфлер или режиссер, скрытый на заднем плане, но готовый всегда прийти вам на помощь.
 

 

Глядя на себя

Дикторам пезет: теперь они могут видеть себя на экране. С изобретением видеозаписи можно смотреть свое выступление. Если надо, можно просмотреть видеозапись сразу же после передачи. Должно быть, смотреть на себя не очень приятно, зато чрезвычайно полезно по многим соображениям. Вы заметите неизвестные вам детали своего поведения в кадре, которые, без сомнения, не замечали во время домашних тренировок.

Быть может, вы заметите, что надо избавиться от «стеклянного», бессмысленного взгляда Не понравятся вам и сцепленные руки —явный знак неприятного напряжения, которое актеры называют «зажатостью». И, конечно, вы почти всегда заметите некоторые недостатки дикции, усиленные чувствительным микрофоном. Мы уже говорили, что в телевидении звук подчинен изображению и поэтому очень трудно сосредоточиваться в нужных случаях на речевом аспекте передачи. Для исправления речевых дефектов следует использовать магнитофонную запись, которую вы можете внимательно слушать, не отвлекаясь на восприятие зрительного ряда.
При разумном пользовании магнитофонной записью (как видео, так и звуковой) вы можете значительно улучшить и отшлифовать свои выступления.

 

 

Действуйте, как во время «живой» передачи

В этом замечательном изобретении таится большая опасность: почти исчезает «живое» телевидение. В «живой» передаче вы уверены, что аудитория видит вас в этот момент. Вы максимально собранны: вы знаете, что провалиться нельзя, нет никакой надежды что-то переделать, повторить.

С введением системы, которая дает возможность заранее записывать г:а видеоленту любые передачи, ощущение непосредственности неизбежно пропадает. Подсознательно вы уверены, что, если произойдет наихудшее, программу можно записать снова. Зритель, сидящий вечером дома и смотрящий заранее записанное и смонтированное шоу, никогда не знает о неполадках, которые произошли во время утреннего сеанса видеозаписи.

Поэтому диктору трудно сохранять то, что придает живость его чтению. И снова вам надо прибегнуть к помощи воображения. Выбросьте из головы все благодушные мысли, думайте о вашем воображаемом зрителе. Действуйте так, словно программа передается прямо в эфир. В конце концов — для вас обстановка в студии всегда одинакова. В «живой» передаче вы не больше связаны с реальной аудиторией, чем во время записи.

 Диктор перед камерой

Мы говорили сейчас об одной из тех «живых» передач, которую вы собираетесь провести. До передачи вы можете тщательно продумать свой подход к этой работе. Вы уже договорились с руководителем аппаратной видеозаписи зафиксировать вашу передачу в том виде, как она будет передаваться, чтобы вы смогли потом ее изучить. Теперь вы готовы идти в студию и занять свое место перед камерой.

Сейчас мы не будет касаться работы других специалистов, связанных с этой передачей; целые главы посвящены работе людей, которые трудятся вместе с диктором а телевизионной студии.

 

Не удивительно, что после стольких часов ожидания вы напряжены и возбуждены. Самый эффективный метод расслабиться, чтобы побороть эти эмоции,—простое упражнение, о котором мы упоминали. Как можно сильнее потрясите кистями рук. Это снимает напряжение с плеч и рук и, кроме того, рождает чувство полного расслабления Создается впечатление, будто все накопившееся у вас излишнее напряжение выходит через кончики пальцев.

Мы уже говорили, как важно физическое здоровье,—оез него не вынести нагрузок телевизионного вещания. Чтобы поддерживать себя в хорошем состоянии, следует прибегать к более серьезно разработанным упражнениям. Но эта простая мера может помочь любому диктору, испытывающему напряжение в то время, когда он ждет условного красного сигнала на камере.

Чтобы избежать напряжения голосовых связок, опустите голову и подержите ее так, расслабив мышцы шеи. Когда говорите, старайтесь, чтобы ваш подбородок не был при поднят. Вытянутая шея вызывает напряжение в гортани и неблагоприятно влияет на голос. Многие священники и инструкторы по строевой подготовке срывали голос из-за того, что громко говорили, поднимая голову кверху. Извлеките уроки из III и IV глав и старайтесь вспоминать их, когда вы действительно заняты в передаче. Постоянно заставляйте себя расслабиться, давайте возможность напряжению постепенно уйти со лба, рта и рук. Напоминайте себе о законах правильного дыхания, чтобы не приходилось проглатывать слова или делать необоснованные паузы. Пусть второе «я» проверяет вашу работу на протяжении всего выступления — от начала до конца. Так вы заложите твердые основы правильного профессионального подхода к избранной вами специальности.