Кривошипно-шатунный механизм пускового двигателя дизелей Д-108 и КДМ-100
(рис. 72)
Коленчатый вал 1 отлит из легированного чугуна, имеет две коренные и две
шатунные шейки. Опорами его являются два шариковых подшипника 3 и 13.
Осевое перемещение вала (не более 1 мм) ограничивается стопорным кольцом
5 и буртиком стакана 4 переднего подшипника 3. На цилиндрическом носке
коленчатого вала закреплена шестерня 2 для привода распределительного
вала, пускового приспособления и магнето. На коническом хвостовике
коленчатого вала находится маховик 14, имеющий зубчатый венец 15 для
соединения с шестерней стартера при пуске. В отверстие коленчатого вала
устанавливают роликовый подшипник 17 вала муфты сцепления. На задней
шейке коленчатого вала нарезана маслогонная резьба, которая отводит
масло в картер через отверстие в маслогонной шайбе 20. Маховик внутри
имеет шлицы для соединения с ведущим диском муфты сцепления.
Крышка 23 шатуна имеет отросток 22 для разбрызгивания масла в картере и
блоке. Шатунные вкладыши 25 и 24 залиты баббитом БК-2.
На одной из бобышек нижней головки шатуна выбивается порядковый номер и
вес шатуна. Шатуны необходимо устанавливать клеймом с порядковым номером
в сторону люка картера. Разница в весе шатунов, устанавливаемых на один
двигатель, не должна быть более 20 г.
В головках шатуна имеются отверстия для подвода
смазки к подшипникам скольжения.
Поршень 12 литой, алюминиевый, соединяется с шатуном поршневым пальцем 7
плавающего типа. Перед соединением поршень нагревается до температуры
70—90° С. Палец удерживается от осевого перемещения двумя алю-миниевыми
заглушками 9. На поршень в канавки устанавливаются три компрессионных 11
и одно маслосъемное 10 кольца, изготовленные из вольфрамового чугуна.
Компрессионные кольца устанавливаются фаской к днищу поршня. Замки
поршневых колец располагают под углом 120°.
Поршни, устанавливаемые на един двигатель, не
должны иметь разницы в весе более 10 г. По диаметру юбки поршни, как и
цилиндры, разбиваются на четыре группы. Обозначение группы и веса поршня
выбито на его днище. При комплектовании поршня с цилиндром необходимо
руководствоваться табл. 4.
На двигатель следует устанавливать поршень в
цилиндр одной и той же группы.
На торцовой поверхности маховика (рис. 73) нанесены три метки: «Заж.
М10-А», для установки магнето М10-А, «Заж. М-47Б» для установки магнето
М-47Б и «ВМТ-1ЦИЛ» — для регулировки зазоров в клапанах.