Система зажигания пускового двигателя дизелей Д-108 и КДМ-100
Система зажигания (рис. 82) пускового двигателя состоит из магнето М10-А
с пусковым ускорителем ПУ-4647, выключателя магнето 3, двух запальных
свечей и проводов зажигания 2, 4 и 5.
Магнето 1 вырабатывает ток высокого напряжения для зажигания рабочей
смеси. Ток по проводам 4 и 5 подводится к запальным свечам. Рабочая
смесь в цилиндрах воспламеняется от электрической искры, проскакивающей
в определенные моменты в искровом промежутке запальной свечи.
Рис. 82. Система зажигания пускового двигателя:
I — магнето MI0-A; 2 — провод от магнето к выключателю; 3 — выключатель
зажигания; 4 — провод от клеммы «1» распределителя магнето к свече
первого цилиндра; 5 — провод от клеммы «2» распределителя магнето к
свече второго цилиндра; 6 — свеча зажигания; 7 — защитная трубка
проводов высокого напряжения; 8 — проставка крепления магнето; 9 — кожух
распределительных шестерен; 10 — валик привода магнето; 11 — шестерня
привода магнето; 12 — сальник; 13 — соединительная муфта; 14 —
уплотнительная прокладка; 15 — болты крепления магнето
Устройство магнето М10-А
Магнето М10-А — левого вращения в сборе с пусковым ускорителем типа
ПУ-4647, четырехискровое с фиксированным опережением зажигания,
устанавливается на пусковой двигатель впереди кожуха распределительных
шестерен 9 (рис. 82) и крепится двумя болтами 15 к проставке 8.
Магнето (рис. 83) состоит из корпуса 6, ротора 7,
передней крышки 9, трансформатора с конденсатором 31,
пластины прерывателя 15, верхней крышки 32,
распределителя 26, задней крышки 1, пускового ускорителя.
Корпус 6 магнето отлит из цинкового сплава и служит для монтажа основных
узлов магнето. С внутренней сто-роны корпуса имеется расточка, в которую
запрессовывается наружное кольцо шарикоподшипника 3. В корпусе, снизу,
имеется вентиляционное отверстие. К полюсным башмакам 35 двумя винтами
крепится катушка зажигания (трансформатор с конденсатором) 31.
Ротор 7 при вращении изменяет величину магнитного потока, проходящего
через сердечник катушки зажигания. Он состоит из валика и пакета ламелей
5, напрессованных в магнит. Вал и магнит с ламелями залиты цинковым
сплавом. На валу ротора имеются два конуса для посадки ведомого диска 12
ускорителя и кулачка 2 прерывателя.
На валик ротора напрессованы ведущая шестерня 8 привода распределителя и
два шарикоподшипника 3. На роторе магнето находятся два крыла для
вентилирования магнето от озона, выделяющегося при искрении контактов и
резко действующего на состояние контактов.
На передней крышке имеется расточка, в которую запрессовывается наружное
кольцо шарикоподшипника.
На крышке смонтирована ось 22, на которой свободно вращается ведомая
текстолитовая шестерня 25 с бегунком 26 распределителя.
На внутренней стороне крышки расположен фильц 23 для смазки оси.
В верхнем торце запрессованы две шпильки для
фиксации верхней крышки 32.
Трансформатор с конденсатором предназначены
для создания электродвижущей силы (э. д. с.) при вращении ротора
магнето.
Трансформатор состоит из сердечника 7 (рис. 84), собранного из отдельных
пластин. На сердечнике намотаны первичная 16 и вторичная 17 обмотки,
между которыми помещен пластинчатый конденсатор 8, предназначенный для
уменьшения искрения контактов прерывателя при их размыкании.
С торцов трансформатор защищен гетинаксовыми щетками, на которых
укреплена соединительная пластина.
К соединительной пластине припаивается конец первичной обмотки, начало
вторичной обмотки и один вывод конденсатора; к ней же крепится провод 33
(см. рис. 83)
низкого напряжения, идущий к рычагу 17 прерывателя.
Конец вторичной обмотки 30 соединен через угольный контакт 29 с
контактами 27 и 34 бегунка 26.
Пластина прерывателя 15 служит для монтажа рычага 17 прерывателя,
контактной стойки 19 и фильца 14 для смазки кулачка 2 прерывателя.
К пластине 15 крепится изолированная стойка пружины 18. В ней
за-вальцована ось, па которой установлен рычаг 17 с текстолитовой
подушкой и пружиной 18. Пластина прерывателя соединена с контактной
стойкой 19. В пластине прерывателя имеются два продолговатых отверстия,
служащих для установки точного абриса.
Абрис (угол между осью симметрии магнето и осью полюсов ротора в момент
искрообразования) устанавливается поворотом пластины прерывателя после
ослабления винтов 16. При смещении оси ротора от оси корпуса на 8—10°
должно быть установлено начало размыкания контактов прерывателя.
Верхняя крышка 32 закрывает магнето и служит для крепления крышки
распределителя 28. Верхняя крышка отлита из цинкового сплава, имеет
отверстие для посадки распределителя и отверстие с резьбой для
завертывания винта-масленки. В крышке смонтирована карболитовая клемма
36 выключения зажигания. Верхняя крышка крепится к корпусу четырьмя
винтами. В ней имеется прозрачный целлулоидный глазок 24 с риской для
установки магнето на двигатель.
Крышка распределителя 28 предназначена для распределения тока высокого
напряжения по свечам цилин-дров двигателя. Она изготовлена из карболита
и имеет четыре рабочих электрода. Электроды занумерованы в порядке
чередования искр. Провод от свечи первого цилиндра необходимо вставлять
в отверстие распределителя, занумерованное цифрой «1».
Два незанумерованных электрода соединены с массой проволочной шинкой.
Крышка распределителя фиксируется в окне верхней крышки в определенном
положении специальным выступом, который при сборке входит в паз
распределителя. Задняя крышка 1 служит для доступа к пластине
прерывателя и предохраняет от попадания пыли, грязи и посторонних
предметов в механизм прерывателя. Крышка отлита из цинкового сплава.
Пусковой ускоритель предназначен для сообщения
ротору магнето большей скорости вращения отдельными импульсами при пуске
двигателя (в момент размыкания контактов прерывателя) и обеспечения при
медленном вращении коленчатого вала двигателя достаточно сильной искры
от магнето и для создания запаздывания момента зажигания при пуске
двигателя.
Ускоритель состоит из ведущей обоймы 13, ведомого диска 12, укрепленного
жестко на валике ротора, двух собачек 11, шарнирно закрепленных на
диске, и спиральной пружины 21, связывающей обойму с диском.