Муфта сцепления двигателя А-41 смонтирована на
торцовой плоскости маховика. Снаружи муфта закрыта штампованным кожухом
5 (рис. 87). Ведущими частями муфты являются: маховик 2, крайний 22 и
средний 26 ведущие чугунные диски, которые при помощи трех шипов ведущих
накладок соединены с кожухом муфты.
Ведомыми являются стальные диски 23 и 24 с
приклепанными на них накладками из фрикционного материала. Диски могут
свободно перемещаться по шлицам вала муфты сцепления. Двенадцать пар
нажимных пружин 1, один конец которых упирается в стаканчики,
вставленные в кожух муфты, а другой — в крайний ведущий диск, прижимают
оба ведущих диска и ведомые диски к маховику. Под пружины со стороны
ведущего диска установлены шайбы из асбостального теплоизоляционного
материала, предохраняющие пружины от перегрева в момент включения и
буксования дисков.
Муфту сцепления выключают три отжимных рычага 20, качающихся на осях.
Оси закреплены в ушках кронштейнов, приклепанных к кожуху муфты.
Отжимные рычаги соединены с болтами 21 через упорные шайбы и гайки,
которые одновременно являются регулировочными. При нажатии на опорные
лапки отжимных рычагов концы с коротким плечом воздействуют на упорные
шайбы и гайки и отводят крайний ведущий диск. Средний ведущий диск
отводится от маховика при выключении
муфты под воздействием шести отжимных пружин 3,
вставленных в отверстия маховика до упора в головки трех регулировочных
винтов 4. Для того чтобы в выключенной муфте средний диск занял
правильное промежуточное положение между маховиком и крайним ведущим
диском, винты 4 регулируют следующим образом. Во включенной муфте (диски
сжаты усилием пружин 1) каждый винт завинчивают до упора в средний диск,
а затем отвинчивают на один оборот и контрят гайкой. Таким образом
средний ведущий диск передвинется на 1,5 мм (зазор Б).
Рис. 87. Муфта сцепления
двигателей А-41 и А-01:
1— нажимные пружины; 2 — маховик; 3— отжимная пружина; 4 —
регулировочный винт; 5 —кожух муфты; 6— крышка люка; 7—
маслоотражательная шайба; 8 — корпус муфты выключения; 9 и 12 —
шарикоподшипники; 10, 13 и 25 —масленки; 11—корпус заднего
шарикоподшипника; 14 — нажимная крышка; 15 — гайка; 16 и 28 —
самоподжимные сальники; 17 — вилка выключения; 18 — упор нажимного
подшипника; 19 — крышка муфты сцепления; 20 — отжимной рычаг; 21 — болт
отжимного рычага; 22 — крайний ведущий диск; 23 и 24 — ведомые диски; 26
— средний ведущий диск; 27 — корпус подшипника; 29 — передний
роликоподшипник.
При выключении на отжимные рычаги нажимает муфта
выключения, в корпус 8 которой запрессован радиально-упорный подшипник №
46118.
Подшипник муфты выключения смазывают через масленку 10, установленную в
корпусе 8. Корпус муфты выключения свободно перемещается вилкой 17 вдоль
оси вала по трубчатому хвостовику корпуса 11 заднего подшипника.
При помощи клеммового соединения вилка жестко стянута болтом и
зафиксирована шпонкой на валике выключения, который вращается на двух
чугунных втулках, запрессованных в алюминиевую крышку муфты сцепления.
Вал муфты сцепления вращается на двух подшипниках качения, из них
передний 29 (роликовый № 292208, без внутренней обоймы) запрессован в
расточку маховика, а задний 12 — в корпус 11. Передний подшипник 29
уплотнен самоподжимным сальником 28 и штампованной шайбой.
Смазку нагнетают через радиальное отверстие в маховике. Сальник
монтируют в корпусе 27, привернутом к маховику до упора в подшипник.
Задний подшипник 12 уплотнен с обеих сторон самоподжимными сальниками
16. Этот подшипник смазывают через масленку
13, расположенную снаружи в крышке 14. Шесть окон в штампованном кожухе
5 предназначены для охлаждения нагретых деталей муфты и выброса
продуктов износа. Для вентиляции полости муфты сцепления на крышке 19
муфты служит люк, закрытый крышкой с жалюзями. Через этот же люк
регулируют муфту и смазывают нажимной подшипник 9.
При сборке муфты сцепления и по мере ее износа в эксплуатации регулируют
выключающий механизм. Для этого необходимо выдержать зазор А между
лапками отжимных рычагов 20 и упором 18 нажимного подшипника в пределах
4±0,5 мм. Для каждой муфты этот зазор должен колебаться между тремя
рычагами не более чем на 0,5 мм. Этот зазор достигают, вывертывая и
завертывая корончатые регулировочные гайки с последующей их шплинтовкой.
Зазор замеряют щупом, приложенным к двигателю.
Полный ход муфты выключения (с учетом холостого хода, равного 4 мм)
должен быть не менее 14 мм и не более 18 мм. Его замеряют тем же щупом,
вставляемым между торцами корпуса 8 муфты выключения и корпуса 11
заднего подшипника.
Полный ход муфты выключения получают регулировкой длины тяг, связанных с
рычагом муфты и педалью в кабине трактора.
При полном ходе муфты выключения, равном 14 мм, вал муфты сцепления
должен поворачиваться свободно от руки.
Для устранения дисбаланса муфту сцепления статически балансируют в сборе
с кожухом, ведущими дисками, отжимными рычагами, силовыми пружинами со
стаканами. Для этого муфту в сборе присоединяют к диску приспособления
на двух штифтах, имеющихся в кожухе 5, и балансируют на станке
завертыванием в кожух болтов различной массы с точностью до 400 Гсм.
Балансировочные болты контрят пружинными шайбами.