ГИДРОНАСОСЫ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  Главная      Учебники - Двигатели     Дизельные двигатели А-01, А-01М, А-41

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

ГИДРОНАСОСЫ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41



 

Для обслуживания гидравлической системы трактора на двигатели АМЗ устанавливают (в зависимости от их назначения) шестеренчатые гидронасосы НШ-46УЛ и НШ-10ДЛ (или НШ-10ЕЛ).

 

 

Техническая характеристика гидронасосов

 

 

 

 

Гидронасос НШ-46УЛ устанавливают на картере распределительных шестерен при помощи переходного корпуса. Гидронасос приводится в действие от шестерни, постоянно сцепленной с шестерней распределительного вала.

Насос НШ-46УЛ состоит из корпуса 2 (рис. 89), качающего узла и крышки 1. В качающий узел входят ведущая шестерня 4, ведомая шестерня 3, четыре втулки 5 и вкладыши 15.

Уплотнения в насосе выполнены при помощи манжеты 12 и резинового уплотнительного элемента 14.

Корпус насоса изготовлен из алюминиевого сплава. На боковых поверхностях корпуса имеются платики с четырьмя резьбовыми отверстиями для крепления арматуры всасывающего и нагнетательного трубопроводов.

 

 

 

 

Рис. 89. Гидронасос НШ-46УЛ:
1 — крышка; 2 — корпус; 3 — ведомая шестерня; 4 — ведущая шестерня; 5 —левая втулка; 6 — правая втулка; 7 — упорное кольцо; 8— стопорное кольцо; 9 и 12 — манжеты; 10 — болт; 11— пружинная шайба; 13 — кольцо; 14 — уплотнительный элемент; 15 — вкладыш.

 

 

 

В корпусе выполнены расточки под шестерни и втулки. Втулки, изготовленные из бронзы ОЦС-5-5-5, служат опорами для шестерен и уплотняют торцовые поверхности шестерен.

Для уменьшения внутренних утечек масла в насосе через зазоры между торцовыми поверхностями шестерен и втулок применена автоматическая регулировка величины зазоров по торцам шестерен. Масло из камеры нагнетания поступает по пазу в полость перед втулками и стремится поджать подвижные втулки 5 к торцам шестерен, устраняя зазор между торцами втулок и шестерен.

В то же время со стороны зубьев на втулки также давит масло, однако на несколько меньшую площадь. Таким образом, результирующее усилие, прижимающее втулки к торцам шестерен, незначительно превосходит отжимающее усилие и смазочная пленка сохраняется.

Давление масла со стороны зубьев шестерен распределяется неравномерно. Чтобы предотвратить перекос втулок вследствие неравномерной нагрузки, часть их торцовой площади изолирована от действия высокого давления резиновым уплотнением, состоящим из алюминиевого вкладыша 15 и фигурного резинового элемента 14.

Вытекание масла из полости перед втулками под действием высокого давления предотвращается резиновой уплотнительной манжетой 12 и стальными кольцами 13.

Масло, просочившееся по цапфам шестерен, поступает через отверстие в крышке и отверстие в ведомой шестерне в полость, соединенную с камерой всасывания.

Таким образом, все вытекаемое масло попадает во всасывающую магистраль насоса.

Приводной конец вала ведущей шестерни уплотнен резиновой самоподжимной манжетой.

Для замены изношенных резиновых уплотнительных колец и манжеты снимают крышку 1, отвернув для этого восемь болтов 10. Манжету выпрессовывают из крышки после того, как будут сняты стопорное кольцо 8 и упорное кольцо 7. Перед запрессовкой колец и манжеты в крышку их поверхности смазывают маслом.

 

При установке узла крышки на насос необходимо предохранить уплотняющую поверхность манжеты от повреждений, для этого применяют оправку. Маслоснимающая кромка уплотнительных элементов должна быть направлена внутрь корпуса насоса. Все винты крышки затягивают до отказа.

После сборки ведущий вал должен поворачиваться плавно, без заедания. Привод гидронасоса показан на рисунке 90. Включают и выключают гидронасос при помощи специального рычага, который удерживается в определенном положении фиксатором, предотвращающим само-включение или самовыключение насоса.

Для включения насоса рычаг следует передвинуть гаечным ключом в сторону вентилятора, а для выключения — в сторону муфты сцепления.

Устройство гидронасоса НШ-10ДЛ аналогично устройству насоса НШ-46УЛ. На двигателях выпуска позднее 1970 г. применяют гидронасос НШ-10ЕЛ повышенной надежности, отличающийся от насоса НШ-10ДЛ тем, что в нем применены сдвоенные подшипники шестерен вместо раздельных втулок, усовершенствована система двухстороннего гидравлического поджима подшипников при помощи фигурных манжет.

Гидронасос НШ-10ДЛ или НШ-10ЕЛ приводится в действие также при помощи шестерен газораспределения (от шестерни привода топливного насоса); привод гидронасоса НШ-10ДЛ показан на рисунке 91.
 

 

 

 

 

Рис. 90. Привод гидронасоса НШ-46УЛ:
1— стопорная шайба; 2 — корпус привода; 3 — шестерня привода; 4 — шпонка; 5 — вал привода насоса; 6 —рычаг включения; 7 — вилка; 8 —кулачковая муфта; 9 — установочное кольцо; 10 и 11 — шарикоподшипники; 12 — гайка; 13 — шарик; 14 — валик рычага включения.

 

 

 

 

 

Рис. 91. Привод гидронасоса НШ-10ДЛ:
1 — стопорные кольца; 2 — корпус; 3 — шестерня привода; 4 — замковая шайба;
5 — болт; 6 — вал привода насоса; 7 — штифт: 8 и 9 — шарикоподшипники; 10 и 11 — прокладки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..