Шасси предназначено для осуществления взлета и посадки самолёта,
передвижения его по земле. Конструктивно оно включает в себя опоры, или
касающиеся с поверхностью аэродрома, амортизационное устройство для
поглощения энергии удара при посадке и тормозную систему.
В большинстве случаев самолеты имеют три опоры, из которых пае основные
расположены в средней части самолета, а третья — либо в носовой, либо в
хвостовой части.
Хвостовую опору применяют для нескоростных самолетов.
Опора самолета состоит из стойки, амортизатора или амортизационной
стойки, колеса и подкосов (рис. 11).
На тяжелых самолетах широке применит спаренное крепление колес (от
четырех до восьми) на тележках.
На современных самолетах применяют шасси, убирающиеся в крьпо, фюзеляж
или гондолы двигателей. Отсеки, в которые убирается шасси, закрываются
створками. Управление створками осуществляется подъемниками или тягами,
связанными с движущейся частью опоры самолета. Привод выпуска и уборки
шасси может быть гидравлическим, механическим и электрическим. Опоры
самолета удерживаются в убранном и выпущенном положении замками.
Для передвижения самолета по земле служат колеса, они же воспринимают
часть энергии удара при взлете и посадке и гасят удары, возникающие при
движении самолета. Колесо состоит из обода с ребордами, на который
надевается пневматик (рис. 12). Наружная реборда колеса делается
съемной, что облегчает монтаж пневматика. Пневматик состоит из резиновой
камеры и покрышки, надеваемой на металлический корпус. В ступицу
обода запрессовывают наружные обоймы упорных роликовых подшипников. В
обод также запрессовывается стальная тормозная рубашка, в которую
помещается тормоз, неподвижно крепящийся на оси колеса. Применяют
дисковые, колодочные и камерные тормоза.