КОНСТРУКЦИЯ АГРЕГАТОВ  САМОЛЁТА

  Главная       Учебники - Самолётостроение      Справочник молодого слесаря-сборщика летательных аппаратов

 поиск по сайту  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

КОНСТРУКЦИЯ АГРЕГАТОВ  САМОЛЁТА

 

 

 

Крыло и его силовая схема


Крыло — одна из главных частей самолета. Оно создает подъемную силу, обеспечивает поперечную устойчивость и управляемость самолета. На нем могут быть размещены силовая установка, топливные баки, шасси и оборудование.

Крыло состоит из каркаса (продольного и поперечного силовою наборов) и обшивки (рис.З).

 

Продольный силовой набор состоит из лонжеронов и стрингеров. Лон-жерон конструктивно представляет собой балку или ферму и воспринимает изгибающие моменты. Стрингер — продольный стержень, изготовленный из профильной заготовки (уголкового, таврового, бульбообразного сечения и т. п.). Он подкрепляет обшивку и воспринимает продольные нагрузки, являющиеся результатом действия изгибающих моментов.
Поперечный силовой набор состоит из нервюр, которые служат для придания крылу формы и жесткости в поперечном сечении, а также для соединения продольного набора с обшивкой.

 

 

Рис. 3. Конструкция крыла:
1 - нервюры; 2 — передний лонжерон;
3 — обшивка; 4 — концевой обтекатель; 5 — узлы навески элерона; 6 - элерон; 7 - стрингеры; 8 — задний лонжерон;
9 — узлы навески крыла
 

 

 



Нервюры делятся на нормальные и усиленные. Нормальные нервюры

 воспринимают в основном аэродинамическую нагрузку, а усиленные, кроме того, и значительные нагрузки от шасси и других агрегатов. Обшивка крыла придает ему обтекаемую форму и служит для передачи аэродинамических нагрузок каркасу.

В последнее время вместо сборных более широко применяются монолитные панели (рис. 4), у которых обшивка и стрингеры выполнены как единое целое.

Конструктивные схемы крыльев. Наиболее распространенными являются лонжеронные и моноблочные крылья. Лонжеронные крылья состоят из мощных лонжеронов, воспринимающих изгибающие моменты, небольшого числа стрингеров малого сечения и тонкой обшивки.Они бывают одно-, двух- и многолонжеронными. У моноблочных крыльев продольный и поперечный силовые наборы работают совместно с обшивкой как одно целое. Обшивка моноблочных крыльев толще, чем лонжеронных. Носовую и хвостовую части крыла, не участвующие в работе, делают отъемными. Моноблочные крылья отличаются более высокой жесткостью и живучестью, однако они тяжелее, чем лонжеронные, и должны быть более прочными в местах вырезов обшивки.

На крыле крепятся элероны (см. рис. 3), предназначенные для поперечного управления самолетом. Элерон представляет собой отклоняющуюся часть поверхности крыла, прикрепленную к нему шарнирными узлами. При отклонении элеронов создается момент, который обеспечивает поворот самолета относительно продольной оси.

Механизация крыла. Механизация крыла —это комплекс устройств, служащих для увеличения подъемной силы и силы лобового сопротивления. Механизация позволяет получить малую скорость при посадке благодаря увеличению подъемной силы. К средствам механизации крыла относятся предкрылки, посадочные щитки, закрылки, выдвижные закрылки (подкрылки), тормозные щитки.

 

 



Предкрылок (рис. 5) располагаемся перед крылом. В нейтральном положении он плотно прижат к носку крыла, а при отклонении образует с носком крыла профилированную щель. Предкрылки устанавливаются как по всей длине крыла, так и на его концевых частях. Они незначительно уменьшают посадочную скорость, но улучшают поперечную устойчивость самолета на больших углах атаки.

Предкрылки могут управляться летчиком или автоматическими устройствами.

Закрылок (см. рис. 5) — это профилированная хвостовая часть крыла, отклоняемая вниз. Закрылки бывают простые и выдвижные; одно-, двух- и трехщелевые. Особенно эффективны многощелевые закрылки. Повышение несущих свойств крыла в этом случае достигается благодаря увеличению кривизны профиля, площади крыла и ускорению потока, обтекающего верхнюю поверхность крыла. Перемещение закрылка осуществляется специальным устройством.

Тормозные щитки (рис. 6) служат только для увеличения лобового сопротивления самолета. Они применяются для быстрого гашения скорости при горизонтальном полете и сокращения длины пробега после посадки самолета.
 

 

 

 

Рис. 6. Схема управления самолетом:
1 — триммер элерона; 2 -сервокомпенсатор элерона; 3 — гасители подъемной силы; 4 — тормозные щитки; 5 - стабилизатор; 6 — руль высоты; 7 — триммеры-флетнеры руля высоты; 8 — триммер руля направления; 9 — сервокомпенсатор руля направления; 10 - руль направления; 11 - закрылки; 12 - предкрылки; 13 - элероны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..