СИСТЕМЫ САМОЛЕТА

  Главная       Учебники - Самолётостроение      Справочник молодого слесаря-сборщика летательных аппаратов

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

СИСТЕМЫ САМОЛЕТА

 

 

 

Системы управления самолетом

Управление самолетом (см. рис. 6) в полете осуществляется рулем высоты, рулем направления и элеронами. Кроме того, в систему управления входят взлетно-посадочные устройства: закрылки, предкрылки. На элеронах и руле направления устанавливаются электроуправляемые триммеры, на руле высоты — триммеры-флетнеры. Управление осуществляется с помощью командного рычага, расположенного в кабине летчиков, механической проводки и агрегатов электро- и гидросистем. Кроме того, применяются системы автоматического управления.

Для поперечного управления самолетом кроме элеронов используют интерцепторы. Они представляют собой жесткие продолговатые пластины, расположенные на поверхности крыла, обычно в средней его части или на концах. В нерабочем положении интерцепторы утоплены в крыло, в рабочем — выдвинуты. Отклоняют интерцепторы лишь на той части крыла, в сторону которой осуществляют крен. При этом происходит срыв потока и уменьшение подъемной силы. При полете в спокойной атмосфере поперечное управление обеспечивается элеронами, а интерцепторы используют для выполнения энергичного маневра. При заходе на посадку и пробеге интерцепторы используются для уменьшения подъемной силы и увеличения сопротивления, т. е. как воздушные тормоза. В этом случае их называют гасителями подъемной силы. Секции гасителей подъемной силы на правой и левой консолях крыла отклоняют одновременно, при этом воздушное сопротивление при пробеге увеличивается на 80-90%. Для повышения надежности и живучести системы управления на самолете применяется дублирование гидроусилителей и других агрегатов, прокладка механических проводок по разным бортам, разделение органов управления на независимо управляемые секции, питание устройств от разных электро- и гидросистем, проводка которых также проложена по разным бортам.

Управление самолетом подразделяется на ручное и ножное. Ручное осуществляется штурвалом (ручкой) и служит для поворота руля высоты и элеронов. Ножное осуществляется педалями и служит для поворота руля направления (рис. 10).

Управляют рулем высоты путем отклонения штурвала 2 вперед—назад, а элеронами 9, 10 при повороте штурвала, который жестко соединен с зубчатым колесом 3. От колеса 3 перемещение передается тросам 5 с помощью цепи 1 и 4, концы которой соединены с тросами. Тросы через ролики 6 приводят в действие элероны. Штурвал крепится к трубе 7, на которой установлены рычаги управления рулем высоты 8. Управление рулем направления 14 осуществляется педалями 11, 12 с помощью тросов 13.

 

 

 

Рис. 10. Схема управления рулями высоты и направления
 



Механическая передача системы управления самолетом бывает тросовой и жесткой. Тросовая, или гибкая проводка выполняется из стальных тросов малого диаметра. Участки тросов соединяются с помощью тендеров, которые крепятся к тросам коушами и путем запрессовки. Во избежание провисания тросы натягивают с помощью тандеров. Тросы поддерживаются и направляются текстолитовым роликами с шарикоподшипника^. Гибкую проводку можно изгибать, прокладывать в заданных местах, она обладает малой массой, небольшим объемом, не требует сложного монтажа. Недостатками гибкой проводки являются вытяжка и изнашивание тросов из-за трения в местах перегиба, а также пружинение вследствие упругой деформации, что создает у пилота впечатление люфта в системе управления.

Жесткая проводка представляет собой систему тяг и качалок. Тяги соединены между собой и с качалками резьбовыми наконечниками с ушками. В ушки запрессованы подшипники, позволяющие компенсировать перекос осей тяг. Жесткая проводка не вытягивается, трение в ее сочленениях невелико. Однако она тяжелее гибкой проводки, менее надежна в эксплуатации и усложняет герметизацию при выходе тяг из герметичных кабин. На тяжелых и скоростных самолетах нагрузки на рули увеличиваются настолько, что обычное управление окгзывается невозможным. В этом случае в систему управления включают гидроусилители (бустеры). Если часть усилия, прилагаемая для отклонения руля, воспринимается гидроусилителем, а остальная — пилотом, то такая система управления называется обратимой. На скоростных самолетах применяют необратимую систему управления, при которой усилия в проводке управления полностью воспринимаются гидроусилителями и не передаются на рычаги управления. Для имитации указанных усилий к рычагам управления присоединяют специальные загрузочные механизмы.
 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..