Управление самолетом (см. рис. 6) в полете осуществляется рулем высоты,
рулем направления и элеронами. Кроме того, в систему управления входят
взлетно-посадочные устройства: закрылки, предкрылки. На элеронах и руле
направления устанавливаются электроуправляемые триммеры, на руле высоты
— триммеры-флетнеры. Управление осуществляется с помощью командного
рычага, расположенного в кабине летчиков, механической проводки и
агрегатов электро- и гидросистем. Кроме того, применяются системы
автоматического управления.
Для поперечного управления самолетом кроме элеронов используют
интерцепторы. Они представляют собой жесткие продолговатые пластины,
расположенные на поверхности крыла, обычно в средней его части или на
концах. В нерабочем положении интерцепторы утоплены в крыло, в рабочем —
выдвинуты. Отклоняют интерцепторы лишь на той части крыла, в сторону
которой осуществляют крен. При этом происходит срыв потока и уменьшение
подъемной силы. При полете в спокойной атмосфере поперечное управление
обеспечивается элеронами, а интерцепторы используют для выполнения
энергичного маневра. При заходе на посадку и пробеге интерцепторы
используются для уменьшения подъемной силы и увеличения сопротивления,
т. е. как воздушные тормоза. В этом случае их называют гасителями
подъемной силы. Секции гасителей подъемной силы на правой и левой
консолях крыла отклоняют одновременно, при этом воздушное сопротивление
при пробеге увеличивается на 80-90%. Для повышения надежности и
живучести системы управления на самолете применяется дублирование
гидроусилителей и других агрегатов, прокладка механических проводок по
разным бортам, разделение органов управления на независимо управляемые
секции, питание устройств от разных электро- и гидросистем, проводка
которых также проложена по разным бортам.
Управление самолетом подразделяется на ручное и ножное. Ручное
осуществляется штурвалом (ручкой) и служит для поворота руля высоты и
элеронов. Ножное осуществляется педалями и служит для поворота руля
направления (рис. 10).
Управляют рулем высоты путем отклонения штурвала 2 вперед—назад, а
элеронами 9, 10 при повороте штурвала, который жестко соединен с
зубчатым колесом 3. От колеса 3 перемещение передается тросам 5 с
помощью цепи 1 и 4, концы которой соединены с тросами. Тросы через
ролики 6 приводят в действие элероны. Штурвал крепится к трубе 7, на
которой установлены рычаги управления рулем высоты 8. Управление рулем
направления 14 осуществляется педалями 11, 12 с помощью тросов 13.
Рис. 10. Схема управления рулями высоты и
направления
Механическая передача системы управления самолетом бывает тросовой и
жесткой. Тросовая, или гибкая проводка выполняется из стальных тросов
малого диаметра. Участки тросов соединяются с помощью тендеров, которые
крепятся к тросам коушами и путем запрессовки. Во избежание провисания
тросы натягивают с помощью тандеров. Тросы поддерживаются и направляются
текстолитовым роликами с шарикоподшипника^. Гибкую проводку можно
изгибать, прокладывать в заданных местах, она обладает малой массой,
небольшим объемом, не требует сложного монтажа. Недостатками гибкой
проводки являются вытяжка и изнашивание тросов из-за трения в местах
перегиба, а также пружинение вследствие упругой деформации, что создает
у пилота впечатление люфта в системе управления.
Жесткая проводка представляет собой систему тяг и качалок. Тяги
соединены между собой и с качалками резьбовыми наконечниками с ушками. В
ушки запрессованы подшипники, позволяющие компенсировать перекос осей
тяг. Жесткая проводка не вытягивается, трение в ее сочленениях невелико.
Однако она тяжелее гибкой проводки, менее надежна в эксплуатации и
усложняет герметизацию при выходе тяг из герметичных кабин. На тяжелых и
скоростных самолетах нагрузки на рули увеличиваются настолько, что
обычное управление окгзывается невозможным. В этом случае в систему
управления включают гидроусилители (бустеры). Если часть усилия,
прилагаемая для отклонения руля, воспринимается гидроусилителем, а
остальная — пилотом, то такая система управления называется обратимой.
На скоростных самолетах применяют необратимую систему управления, при
которой усилия в проводке управления полностью воспринимаются
гидроусилителями и не передаются на рычаги управления. Для имитации
указанных усилий к рычагам управления присоединяют специальные
загрузочные механизмы.