Устройство спуска в карманных и наручных часах

  Главная      Книги - Часы (ремонт)     Ремонт часов. Устройство, теория и практика ремонта (Раппопорт М.Г.) - 1948 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

 

Устройство спуска в карманных и наручных часах - часть 1

 


Спуск в карманных и наручных часах служит для передачи импульсов балансу, необходимых для непрерывной поддержки, его колебания. Спуск является передаточным пунктом от колесной системы и двигателя к балансу; он преобразовывает непрерывное вращательное движение колесной системы в прерывистое скачкообразное движение. По характеру колебаний анкерный спуск в карманных и наручных часах относится к свободным спускам. Анкерный спуск состоит из анкерного колеса и вилки.

Анкерное колесо изготовляют из стали или латуни, оно имеет 15 зубьев. Вилка (см. рис. 71) состоит из двухплечего якоря с пазами, в которые вставляют палеты, самой вилки и оси. Вилку изготовляют из стали или латуни и насаживают тугой посадкой или крепко навинчивают на стальную ось. Палеты вилки делают из естественного или искусственного камня.

Вилка своими рожками во время работы взаимодействует с эллипсом, который заходит в паз между ними. Эллипс укреплен на импульсном ролике, который насаживается на ось баланса.

 

Вилка имеет предохранительный штифт — копье. Движения вилки ограничены двумя ограничительными штифтами, установленными на передней платине.

Заведенная пружина через колесную систему передает движение анкерному колесу, которое в один из моментов спуска одним из своих зубьев скользит по импульсной плоскости входной палеты вилки (рис. 83).

Во время этого скольжения вилка переходит от ограничительного штифта 5 к ограничительному штифту 6. Рожок 7 вилки сообщает толчок эллипсу, следовательно, и балансу, который будет вращаться слева направо. В это время зуб 2 анкерного колеса покидает входную палету 9, а другой зуб 4 падает на плоскость покоя выходной палеты 10 и анкерное колесо останавливается, а баланс продолжает свое движение. При этом эллипс находится вне паза рожков вилки. Баланс остановится тогда, когда сообщенный ему импульс уравновесится упругостью волоска и лотом начнет двигаться в обратном направлении.

При обратном дгажении баланса эллипс ударит по рожку 7 и увлечет за собою вилку к ограничительному штифту 5. В этот момент зуб 4 попадет на поверхность импульса выходной палеты 10, и анкерное колесо, ничем не удерживаемое, повернется в направлении, указанном стрелкой; и сообщит следующий импульс вилке. Этот импульс вилка передает балансу благодаря взаимодействию рожка 8 вилки с эллипсом. Вилка будет перемещаться до тех пор, пока ее не остановит ограничительный штифт 5. Одновременно зуб 4 покидает импульсную плоскость выходной палеты 10, а зуб 1 упадет на плоскость покоя входной палеты 9. После падения зуба 1 на плоскость покоя входной палеты 9 последняя опустится еще немного вниз на величину так называемого, «потерянного пути», необходимую для надежного замыкания вилки и притяжки ее к ограничительному штифту 5.

 

 

 

Рис. 83. Анкерный спуск с неравноплечим якорем: 1, 2, 3 и 4—зубья анкерного колеса; 5—левый ограничительный штифт; 6—правый ограничительный штифт; 7—левый рожок вилки; 8—правый рожок вилки; 9—входная палета; 10—выходная палета

 

 

 

 

Рис. 84. Угол притяжки входной палеты

Рис. 85. Отход анкерного колеса назад

 

 

 

Баланс, получивший импульс, будет вращаться справа налево до тех пор, пока волосок не остановит его и не заставит вращаться в обратную сторону, т. е. цикл работы начнется снова » таким образом будет непрерывно повторяться. Рассмотрим этапы работы спуска, происходящие за один цикл.



1. Притяжка в анкерном спуске служит для того, чтобы притягивать хвост вилки поочередно то к одному, то к другому ограничительному штифту, давая балансу свободно колебаться.
 

 

 

Углом притяжки входной палеты (рис. 84) называется угол, образованный плоскостью покоя ВС входной палеты и линией

ВА, перпендикулярной ВО, соединяющей начало импульсной плоскости палеты В с центром вращения вилки.

Чтобы осуществить притяжку анкерного колеса, угол притяжки должен превышать угол трения. При трении сапфира или рубина о металл (коэфициент трения 0,15) угол трения равен 8°32'; следовательно угол притяжки должен быть 12—14°.

Угол притяжки входной палеты 12°, выходной 13,5°. С увеличением угла покоя угол притяжки увеличивается на входной палете и уменьшается на выходной на величину угла .покоя. Угол притяжки на выходной палете должен быть больше, чем на входной. Углы притяжки можно измерить инструментальным микроскопом.

2. Во время работы спуска бывает момент, когда вилка, освобождая зуб анкерного колеса, находящийся на плоскости покоя, заставляет его отойти на незначительную величину назад, чтобы обеспечить выход палеты (рис. 85).




Отход анкерного колеса является неизбежным, величина его зависит от глубины спуска и угла притяжки. Угол отхода назад равен приблизительно 15 (при величине угла покоя и потерянного пути в 2° и угла притяжки в 12—14°).

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..