Чистка, сборка часов и их смазка карманных и
наручных часов
Устранив неисправности и дефекты карманных или наручных часов, проверив
пригодность исправленных деталей, приступают к их чистке. Вначале
часовой механизм промывают в бензине. Для этого все детали часов, за
исключением комбината баланса, на некоторое время кладут в бензинницу с
чистым бензином. Вынимая поочередно каждую деталь, просушивают ее при
помощи папиросной бумаги. Детали прочищают мягкой чистой щеткой.
Гнезда платин или отверстия камней прочищают и полируют деревянной
палочкой. Наиболее тщательно чистят воронки для масла, зубья колес и
трибов (особенно анкерного), штифты градусника, ограничительные штифты.
Баланс и волосок промывают в бензине и чистят отдельно. Волосок,
промытый в бензине, пинцетом кладут между двумя листами папиросной
бумаги и высушивают легкими постукиваниями по нему чистой щеткой.
Заводную пружину промывают также в бензине и протирают тряпочкой, вводя
ее внутрь витков пружины. После просушки пружину протирают тряпочкой,
слегка пропитанной маслом, или папиросной бумагой. Растягивать пружину в
длину не рекомендуется.
Все вычищенные детали укладывают под стеклянный колпак для предохранения
их от загрязнения и пыли.
Закончив чистку деталей, приступают к оборке часов. Сборку производят с
такой же тщательностью и осторожностью, с какой их разбирали.
Для удобства сборки платину устанавливают на специальной подставке.
Вначале укладывают пружину в барабан, смазывают ее, закрывают крышку
барабана. Удостоверившись в том, что замки пружины надеты на свои
крючки, устанавливают барабан, центральное, секундное, промежуточное и
анкерное
колеса и укрепляют их мостами. Мосты окончательно
укрепляют, когда все' концы осей колес вошли в отверстия подшипников.
Установив и закрепив колесную систему, проверяют правильность зубчатого
зацепления, плавности передачи, наличие достаточных зазоров. Наносят
масло на ось центрального колеса и плотно насаживают минутник на его
ось. Центральное колесо должно иметь достаточный продольный зазор.
Затем собирают и устанавливают заводной механизм и, вставив заводной
ключ, немного заводят пружину, проверяя правильность и плавность работы
зубчатого зацепления. Устанавливают вилку и’проверяют ее работу и
наличие продольного зазора. Наносят масло на все концы осей колес, вилки
и ее палеты.
Смазка для часов имеет большое значение. Концы осей промежуточного,
секундного и анкерного колес смазывают более жидким маслом, чем барабан
и центральное колесо. Масла нужно дать столько, чтобы оно не выходило за
пределы концов осей и не растекалось по всему механизму. Затем осторожно
смазывают импульсную плоскость палет. Маслодавалка (см. рис. 26) для
деталей карманных и наручных часов должна быть небольшой, конец ее
должен иметь вид лопаточки или сделан из тонкой, гибкой стальной
проволоки. Маслодавалку и масло надо содержать в абсолютной чистоте.
Устанавливают комбинат баланса, предварительно нанеся масло на концы
оси, и пускают часы в ход. Отрегулировав нормальный ход часов,
устанавливают остальные детали стрелочного механизма, проверяют
правильность его зацепления и наличие достаточного зазора. После этого
устанавливают и закрепляют тремя винтами циферблат. Установив циферблат,
проверяют, находятся ли оси центрального и секундного колес точно в
центре отверстий циферблата.
Насаживают стрелки — секундную, часовую и минутную, проверяют их
параллельность, а также наличие зазора между стрелками и продольный
зазор в часовом колесе.
Устанавливают механизм часов в корпус, вставляют и закрепляют заводной
валик и закрепляют механизм в корпусе корпусными винтами. Насаживают
рант со стеклом и проверяют, не задевают ли стрелки или средняя ось за
стекло. Насаживают задние крышки, которые должны плотно закрываться,
чтобы предохранить часы от попадания пыли и грязи.