На автомобиле установлено сухое двухдисковое сцепление с периферийным
расположением нажимных пружин (рис. 39).
Крутящий момент от маховика к среднему ведущему диску 5 передается
посредством четырех пазов на маховике, в которые свободно входят шипы
диска 5.
Крутящий момент к нажимному (ведущему) диску 6 передается через кожух
сцепления 10, связанный с маховиком восемью специальными центрирующими
болтами 16. Нажимной диск связан с кожухом четырьмя парами пружинных
пластин 8.
Пластины создают жесткую связь нажимного диска с кожухом в окружном и
радиальном направлениях, обеспечивая в то же время возможность
перемещения диска относительно кожуха в осевом направлении. Осевое
перемещение нажимного диска необходимо для выключения и включения
сцепления.
Нажимное усилие создается двенадцатью нажимными спиральными пружинами 9,
установленными в кожухе сцепления. Пружины опираются на нажимной диск
через изолирующие шайбы 7.
Когда сцепление включено, нажимные пружины прижимают диски 6 и 5 к
кольцевым фрикционным накладкам ведомых дисков 2 и 3.
Ведомые диски имеют отдельные ступицы, установленные на шлицах
первичного вала коробки передач. Наличие радиальных разрезов в дисках
обеспечивает плавность включения и устраняет возможность коробления
дисков при нагреве.
В каждом ведомом диске установлен гаситель колебаний фрикционного типа с
сухим трением стали по стали. Упругой муфтой гасителя (демпфера)
являются восемь равномерно расположенных пружин 11. Ведомые диски
сбалансированы регулировочными пластинами.
С обеих сторон среднего ведущего диска 5 (со
стороны маховика и со стороны нажимного диска 6) приклепаны отжимные
пружины 1. Эти пружины при выключении сцепления устанавливают диск 5 в
среднее положение между маховиком и диском 6, чем достигаются
необходимые зазоры между рабочими поверхностями муфты сцепления.
На нажимном диске 6 установлены отжимные рычаги 12, соединенные с
кожухом сцепления через вилки 14. Установка отжимных рычагов в одной
плоскости обеспечивается регулировочными гайками 13.
При выключении сцепления внутренние концы рычагов передвигаются муфтой
выключения сцепления к маховику, а наружные концы — от маховика. При
этом диск 6 отодвигается от ведомого диска 3, пружины 9 сжимаются, а
диск 5 отодвигается вправо под действием пружины 1 и освобождает ведомый
диск 2. Поверхности фрикционных кольцевых накладок ведомых дисков
выходят из соприкосновения с ведущими дисками и торцовой плоскостью
маховика, тем самым разъединяя двигатель и трансмиссию.
Выжимной подшипник сцепления смазывается через гибкий шланг колпачковой
масленкой, расположенной с правой стороны картера сцепления. Если гибкий
шланг заменен новым, то перед установкой заполнить его смазкой.
Педаль сцепления должна иметь свободный ход в пределах 30—40 мм.
Величина свободного хода определяется нажатием руки на педаль: начало
рабочего хода ощущается по значительному возрастанию усилия.
Свободный ход педали регулируют для поддержания зазора между упорным
подшипником муфты выключения сцепления и внутренними концами отжимных
рычагов. При зазоре 3—4 мм обеспечивается полное выключение сцепления.
По мере износа трущихся поверхностей дисков зазор уменьшается, в
результате чего свободный ход педали также уменьшается. Если зазор
выбран, рычаги выключения сцепления касаются упорного подшипника муфты,
и он быстро изнашивается.
Если свободный ход педали превышает 40 мм, хода педали может не хватить
для полного выключения сцепления.
Регулировать свободный ход изменением длины тяги рычага педали сцепления
в следующем порядке:
— отсоединить тягу от рычага вала вилки выключения;
— отпустить контргайку вилки тяги и навертывать вилку для увеличения
зазора или вывертывать для уменьшения;
— соединить тягу с рычагом и затянуть контргайку вилки;
— проверить свободный ход педали.
Правильно отрегулированное сцепление не должно пробуксовывать во
включенном положении, а при нажатии на педаль должно выключаться
полностью (не должно «вести»).
Пробуксовка сцепления возникает при значительном износе
фрикционных накладок, когда отжимные рычаги
упираются в кожух сцепления. Для устранения пробуксовки необходимо
восстановить первоначальное положение отжимных рычагов, удалив восемь
регулировочных шайб 15, установленных между кожухом сцепления и
маховиком. Для этого следует:
— снять крышки люков картеров сцепления и маховика;
— снимать регулировочные шайбы, последовательно отвертывая каждую пару
болтов;
— все болты равномерно затянуть;
— отрегулировать свободный ход педали.
Регулировочные прокладки снимают только в том случае, если пробуксовку
сцепления невозможно устранить регулировкой свободного хода педали
сцепления.
При сборке сцепления необходимо следить, чтобы средний ведущий диск
свободно перемещался в пазах маховика. На среднем ведущем диске, на
кожухе сцепления и на маховике имеются отметки 0; при сборке эти отметки
должны быть совмещены.
В процессе эксплуатации запрещается регулировать положение отжимных
рычагов 12 гайками 13.
Рис. 40. Коробка передач:
1—первичный вал; 2, 25, 38—шариковые подшипники; 3 — картер сцепления; 4
— рычаг переключения передач; 5— фиксатор; 6— шток; 7 — синхронизатор
четвертой и пятой передач; 8 —шестерня пятой передачи вторичного вала;
9, 13, 16, 20, 50 —игольчатые подшипники; 10 — крышка коробки передач;
11 —шестерня третьей передачи вторичного вала; 12 — вилка второй и
третьей передач; 14 — синхронизатор второй и третьей передач; 15 —
шестерня второй передачи вторичного вала; 17 —ось блока промежуточных
шестерен заднего хода; 18 — вилка первой передачи и заднего хода; 19 —
блок шестерен заднего хода; 21 — промежуточная втулка; 22 — шестерня
первой передачи и заднего хода; 23 — картер коробки; 24, 37, 49 —
крышки; 26, 51 — сальники; 27 — фланец; 28 — гайка; 29 — вторичный вал;
30 — колпачковая гайка; 31—ось поводка переключения первой передачи и
заднего хода; 32—пружина предохранителя; 33 — поводок; 34 —
предохранитель; 35—штифт опоры рычага переключения передач; 36 — опора
рычага; 39 — промежуточный вал; 4о — шестерня первой передачи и заднего
хода промежуточного вала; 41 —шестерня второй передачи промежуточного
вала; 42 — сетка-фильтр масляного насоса; 43 — шестерня третьей передачи
промежуточного вала; 44 — шестерня пятой передачи промежуточного вала;
45 —ведущая шестерня привода отбора мощности; 46 —шестерня постоянного
зацепления промежуточного вала; 47 — ролико-вый подшипник; 48 — масляный
насос