Компрессор автомобилей MA3-5335, МАЗ 5549, МАЗ-5429,
MA3-5430, МАЗ-504В
На автомобилях МАЗ устанавливается поршневой двухцилиндровый компрессор
(рис. 46). Забор воздуха компрессором во время его работы осуществляется
через воздушный фильтр двигателя.
Литой чугунный поршень имеет три кольца — два компрессионных и одно
маслосъемное.
Подшипник шатуна имеет биметаллические вкладыши. Головка шатуна под
поршневой палец имеет бронзовую втулку.
В гнездах головки компрессора расположены нагнетательные клапаны
пластинчатого типа.
Закрытые нагнетательные клапаны разобщают цилиндры и нагнетательный
канал головки, который соединяет нагнетательные каналы обоих цилиндров.
Блок цилиндров и головка охлаждаются жидкостью из системы охлаждения
двигателя.
Система смазки компрессора — смешанная при сухом картере. Из масляной
магистрали двигателя масло по подводящей трубке поступает к задней
крышке компрессора и через отверстия уплотнительного устройства — к
каналам в коленчатом валу. По этим каналам масло поступает к подшипникам
шатунов и далее к поршневым пальцам. Остальные трущиеся поверхности
смазываются разбрызгиванием. Из компрессора масло сливается через
крышку, на которой он крепится, в картер двигателя.
Чтобы масло не вытекало в картер компрессора, в задней крышке картера
имеется специальное устройство, которое состоит из уплотнителя задней
крышки и пружины. Под действием пружины уплотнитель прижимается к торцу
задней крышки. Между картером компрессора и крышкой двигателя, к которой
компрессор крепится четырьмя болтами, расположена защитная металлическая
пластина, препятствующая попаданию осколков в масляную систему двигателя
в случае поломки всасывающих клапанов компрессора. При достижении в
воздушных баллонах давления 6,9—7,35 кгс/см2 срабатывает регулятор
давления и воздух через открытый выпускной клапан регулятора давления
выходит в атмосферу.