Тормозной кран автомобилей MA3-5335, МАЗ 5549, МАЗ-5429,
MA3-5430, МАЗ-504В
Тормозной кран двухсекционный (рис. 50) предназначен для управления
исполнительными механизмами рабочих тормозов автомобиля и привода
клапанов управления тормозами прицепа при наличии раздельного привода к
тормозам передней и задней осей. Он имеет две независимые секции,
расположенные последовательно, питающиеся о г раздельных контуров и
управляющих: нижняя — тормозами передней оси, верхняя — тормозами задней
оси и тормозами прицепа.
Выводы Л и В верхнего и нижнего корпусов соединены соответственно с
воздушными баллонами заднего и переднего контуров, а выводы С и Д — с
тормозными камерами задней и передней оси.
В исходном положении (педаль тормоза отпущена) тормозной кран через
отверстие в выпускном окне 18 сообщает с атмосферой через вывод С задние
тормозные камеры и через вывод Д — передние тормозные камеры. При этом
верхний поршень 14 под действием пружины 13 занимает крайнее верхнее
положение, выпускное окно клапана открыто, и вывод С сообщен с
атмосферой. Верхний клапан 12 под действием пружины 19 прижат к седлу
верхнего корпуса, и вывод Л разобщен с выводом С. Большой поршень 11 и
малый поршень 9 под действием пружины 10 находятся в крайнем верхнем
положении, выпускное окно нижнего клапана 8 открыто, вывод Д сообщен с
атмосферой. Нижний клапан 8 пружиной 20 прижат к седлу нижнего корпуса,
и вывод В разобщен с выводом Д.
При нажатии на педаль тормоза рычаг 1 поворачивается на своей оси 22,
роликом 21 давит на стакан 17, который через тарелку пружины 23 сжимает
демпфер 15 и перемещает верхний поршень 14 вниз. Перемещаясь, поршень
сжимает пружину 13у закрывает выпускное окно, разобщая вывод С с
атмосферой, и отрывает клапан 12 от седла. Сжатый воздух, подводимый к
выводу Л, через открытый клапан поступает к выводу С и далее к тормозным
камерам задней оси до тех пор, пока сила нажатия на рычаг не
уравновесится давлением воздуха на поршень 14 (следящее действие).
Одновременно сжатый воздух через отверстие в выводе С подается в
надпоршневое пространство большого поршня 11.
Поршень 11, имеющий большую поверхность,
перемещается вниз при небольшом давлении в надпоршневом пространстве,
перемещает малый поршень 9, сжимая при этом пружину 10. Малый поршень 9
закрывает выпускное окно, разобщая выводы Д с атмосферой, и отрывает
клапан 8 о г седла. Сжатый воздух, подводимый к выводу В через открытый
клапан, поступает к выводу Д и далее к тормозным камерам передней оси.
Сжатый воздух, находящийся в пространстве под поршнями 9 и 11,
уравновешивает силу, действующую на поршень 11 сверху, таким образом,
что в полости Д устанавливается давление, соответствующее усилию нажатия
на рычаг (следящее действие). Размеры поршней и пружина 10 подобраны
так, что давление в выводах С и Д, в зависимости от усилия на рычаге,
практически одинаково. При промежуточных положениях рычага нижняя секция
управляется пневматически. При крайнем положении рычага или в случае
повреждения контура верхней секции верхний поршень 14, перемещаясь вниз,
винтом 16 воздействует на шток 7 малого поршня 9, перемещая его. Малый
поршень, в свою очередь, закрывает выпускное окно и открывает клапан 8.
При снятии усилия с рычага верхний поршень под действием пружины 13
перемещается вверх, клапан 12 под действием пружины прижимается к седлу,
а поршень, продолжая перемещаться, открывает выпускное окно и сообщает
вывод С с атмосферой. Давление в надпоршневом пространстве большого
поршня 11 падает, поршни 11 и 9 вследствие разности давлений и
воздействия пружины 10 перемещаются вверх, клапан 8 прижимается к седлу,
выпускное окно открывается, и вывод Д сообщается с атмосферой. При
механическом воздействии на малый поршень 9 оттормаживание нижней секции
происходит при снятии усилия на штоке 7 аналогичным путем. Тормоз ной
кран полностью срабатывает при усилии на рычаге 80 кгс и ходе рычага 24
мм.
Начальная нечувствительность крана составляет около 15 кг, разность
давлений в секциях может составлять до 0,25 кгс/см2.