Ручной тормоз автомобилей MA3-5335, МАЗ 5549, МАЗ-5429,
MA3-5430, МАЗ-504В
На автомобиле установлен ручной тормоз (рис. 42) с двойным самоусилением.
Он предназначен для затормаживания автомобиля на стоянках и удержания
его на уклонах. Пользоваться им как
рабочим тормозом следует только в аварийных случаях при выходе из строя
основных ножных тормозов.
Действие ручного тормоза заключается в следующем. При торможении усилие
от приводного троса передается на приводной рычаг 20, который через
промежуточный рычаг и серьгу воздействует на рычаг 15 колодок. При
вращении тормозного барабана по часовой стрелке приводное усилие от
рычага колодок через штангу 12 передается к правой колодке 9 и прижимает
ее к тормозному барабану. При этом колодка вследствие трения
захватывается барабаном и смещается в сторону вращения, надавливая через
регулировочное устройство на левую колодку 4, и с силой прижимает ее к
барабану. При вращении тормозного барабана против часовой стрелки рычаг
15 колодок, опираясь на штангу 12, передает приводное усилие к левой
колодке 4 и прижимает ее к барабану. Колодка вследствие трения
захватывается барабаном и смещается в сторону вращения, надавливая через
регулировочное устройство на правую колодку 9, и с силой прижимает ее к
барабану.
Привод ручного тормоза автомобиля показан на рис. 43. Рукоятка 1
привода, установленная на коробчатом кронштейне под панелью приборов,
имеет рейку, в зубья которой входит собачка, удерживающая рукоятку в
заторможенном состоянии автомобиля.
При торможении усилие от рукоятки 1 через трос 2 передается на
промежуточный рычаг 16. Поворачиваясь, рычаг передает усилие на тягу 15,
а затем на трос 6, который посредством вилки 7 присоединен к приводному
рычагу 8 тормоза. Происходит затяжка тормоза. Одновременно через рычаг 6
и тягу осуществляется привод на клапан торможения прицепа, чем
обеспечивается выпуск воздуха из соединительной магистрали, а
следовательно, и затормаживание прицепа. Для того чтобы отпустить
тормоз, следует повернуть рукоятку по часовой стрелке на 1/6 оборота и
переместить от себя.
Привод ручного тормоза автомобиля МАЗ-504В отличается от привода ручного
тормоза автомобиля MA3-5335 тем, что второй трос непосредственно
присоединен к рычагу 16.