Клапан управления тормозами прицепа с
однопроводным приводом автомобилей MA3-5335, МАЗ 5549, МАЗ-5429,
MA3-5430, МАЗ-504В
Клапан (рис. 51) предназначен для управления однопроводной системой
пневматического привода тормозов прицепа.
В исходном положении (при отсутствии необходимости торможения) сжатый
воздух подводится от ресивера к выводу Б, вывод А соединен с атмосферой
через тормозной кран. При этом под действием силовой пружины 4 диафрагма
17 с толкателем 9 находится в нижнем положении. Седлом толкателя
выпускное окно закрыто, вывод С разобщен с атмосферой. Стержень клапана
перемещен в нижнее положение и оторван от седла клапана 12, впускное
окно открыто, вывод В соединен с выводом С. Сжатый воздух от вывода В
через открытое впускное окно клапана проходит к выводу С и далее в
соединительную магистраль управления тормозами прицепа одно проводного
привода,
Одновременно сжатый воздух поступает в полости в и
с. Давление в полостях вис одинаковое, однако вследствие того, что
площадь поршня, на которую воздействует давление сжатого воздуха в
полости с, больше, чем площадь поршня, на которую воздействует давление
в полости е, поршень перемещается вверх до упора в крышку 6.
При достижении давления в магистрали прицепа 5,0— 5,2 кгс/см2 седло
клапана 12 под воздействием этого давления перемещается вниз, сжимая
пружину 14, закрывает впускное окно и прекращает подачу сжатого воздуха
в тормозную магистраль
При снижении давления в тормозной магистрали ниже
заданных пределов (5.0—5,2 кгс/см2) седло клапана под действием пружины
14 перемещается я верх и вновь открывает впускное окно.
При торможении автомобиля сжатый воздух от тормозного крана подается к
тормозным камерам и к выводу А крана управления тормозами прицепа с
однопроводным приводом.
Сжатый воздух от вывода А через отверстие в корпусе, заполняя полость а,
действует на диафрагму 17\ имеющую большую площадь, и перемещает
толкатель 9 вверх, преодолевая сопротивление пружины 4. При перемещении
толкателя вверх стержень клапана 11 под действием пружины 10 прижимается
к седлу толкателя 9 до тех пор, пока не упрется в седло клапана 12 и не
закроет впускное окно, разобщив при этом вывод В с выводом С. При
дальнейшем перемещении толкателя его седло отрывается от стержня клапана
11, открывает выпускное окно, сообщая при этом вывод С с атмосферой.
Сжатый воздух через полый толкатель и отверстие в верхней крышке выходит
в атмосферу. Следящее действие осуществляется поршнем 8.
При снижении давления в полости с вследствие повышения давления в
полости а (давление в полости в остается прежним) поршень начинает
воспринимать усилие от давления в полости а. Под действием разности
давлений поршень начинает перемещаться вниз, перемещая при этом
толкатель, седло которого закрывает выпускное окно.
Дальнейшее повышение давления в выводе А приводит к полному выпуску
воздуха из тормозной магистрали прицепа и тем самым к полному торможению
прицепа. При этом толкатель 9 находится в крайнем верхнем положении,
выпускное окно открыто, впускное — закрыто. Поршень 8 упорным кольцом
толкателя прижат к крышке 6.
При оттормаживании автомобиля вывод А сообщается с атмосферой через
атмосферное отверстие тормозного крана. Давление в полости а падает.
Толкатель 9 с силовой пружиной 4 под действием усилия, передаваемого
поршнем от давления в полости е, перемещается вниз. Седло толкателя 18
упирается в стержень клапана 11 и закрывает выпускное окно, разобщая
вывод С с атмосферой. При дальнейшем перемещении толкателя пружина 10.
сжимается, клапан 11 отрывается от седла клапана 12, сообщая вывод В с
выводом С. Сжатый воздух поступает в тормозную магистраль прицепа.
Клапан переводится в исходное положение.