Генератор Г-271 автомобилей КрАЗ-255Б и КрАЗ-255В

  Главная      Автомобили - КрАЗ     КрАЗ-255Б и КрАЗ-255В техническое описание и инструкция по эксплуатации (ТО) (Заболотский Г.К.) - 1980 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

Генератор Г-271 автомобилей КрАЗ-255Б и КрАЗ-255В



Назначение и устройство генератора. Генератор предназначен для параллельной работы с аккумуляторными батареями и служит источником электроэнергии на автомобиле.

Генератор Г-271 (рис. 57) является трехфазной синхронной электрической машиной переменного тока электромагнитного возбуждения со встроенным выпрямительным блоком ВБГ-1 *.


* О конструктивных особенностях генератора Г-288Д, устанавливаемого на автомобилях КрАЗ, см. приложение 6.

 

 

 

Рис. 57. Генератор:
1 — шкив; 2 — вентилятор; 3 — передняя крышка; 4 — статор; 5 — вал ротора; 6 — полюсы; 7 — контактные кольца;
8 — задняя крышка с выпрямительным блоком; 9 — щеточный узел

 

 

Характеристика генератора


Поминальное напряжение, В..........................24

Поминальная мощность, Вт..........................500

Номинальный выпрямленный ток, А..................20

Ток самоограничения при 5000 об/мин, А..........30+5
Начальная частота вращения возбуждении, при которой генератор развивает напряжение 25 В (при температуре генератора и окружающей среды +20°С и независимом возбуждении), об/мин (не более):
при токе нагрузки, равном пулю................10.50

при токе нагрузки, равном 20 А..................2100

Ток возбуждения, А (не более)......................1,2

Величина давления щеточных пружин, го............180...260

 

 

Генератор состоит из статора, ротора, двух крышек, вентилятора и шкива.

Статор 4 набран из пластин электротехнической стали. Внутренняя часть статора имеет 18 равномерно расположенных по окружности пазов, в которых помещена обмотка. Обмотка статора— трехфазная, соединена по схеме «звезда» (в каждой фазе по шесть непрерывно намотанных катушек).

Ротор состоит из катушки возбуждения, намотанной непосредственно на стальную втулку, к торцам которой примыкают два клювообразных полюса 6} образующих двенадцатиполюсную магнитную систему. Втулка и клювообразные полюсы закреплены на валу 5 посредством прессовой посадки на накатку. На вал ротора напрессованы также контактные кольца 7, к которым припаяны концы обмотки возбуждения.

Крышка 8 со стороны контактных колец (задняя крышка) имеет вентиляционные окна и прилив (лапу), который служит кронштейном для крепления генератора. На крышке крепится щеткодержатель (щеточный узел 9), в направляющих отверстиях которого находятся две щетки прямоугольного сечения, а внутри ее расположен выпрямительный блок. Выводы «-г», «Ш» и «—» на крышке служат для присоединения:

« + » — к клемме « + » реле-регулятора;

«Ш » — к клемме «Ш» реле-регулятора;

«—»— к винту «массы» реле-регулятора, обозначенному буквой М.

Крышка 3 со стороны привода также имеет вентиляционные окна и два прилива (лапы), один из которых служит для крепления генератора па кронштейне двигателя, а другой (с резьбовым отверстием) —для крепления к натяжной планке, с помощью которой регулируется натяжение ремня. В крышке имеются два резьбовых отверстия, предназначенные для снятия ее с вала ротора при разборке генератора.

Вал ротора генератора вращается в двух шарикоподшипниках закрытого типа (с двусторонним уплотнением), установленных в передней и задней крышках. В эти подшипники при сборке заложена смазка № 158, не требующая замены в процессе эксплуатации.

 

 

Генератор охлаждается потоком воздуха от вентилятора 2, установленного на валу ротора со стороны привода, через вентиляционные окна в крышках.

Работает генератор следующим образом. Обмотка возбуждения, питаемая постоянным током, создает вокруг ротора магнитный поток. При вращении ротора магнитный поток изменяется по величине и направлению, вследствие чего в обмотке статора наводится переменная ЭДС. Переменный ток, вырабатываемый генератором, преобразуется в постоянный выпрямительным блоком, смонтированным в крышке со стороны контактных колец. Постоянство напряжения генератора поддерживается реле-регулятором.

Регулировка натяжения ремня привода генератора. Для регулировки натяжения ремня необходимо ослабить болты крепления передней и задней лап генератора к кронштейну и болт крепления генератора к натяжной планке. Нажимом от руки или с помощью рычага отклонить генератор в сторону натяжения ремня до требуемой величины, после чего болты надежно затянуть. По окончании регулировки проверить натяжение ремня. Правильно натянутый ремень при нажатии на середину его ветви с усилием 3 кге должен иметь прогиб 10... 15 мм. Слишком сильное натяжение ремня приведет к увеличению нагрузок на подшипники генератора и преждевременному выходу их из строя.

Оси ручьев шкива генератора и приводного шкива должны находиться в одной плоскости. Совпадение осей обеспечивается перемещением кронштейна генератора.

Контрольная проверка генератора. В процессе эксплуатации (при вынужденной замене статора, ротора, обмоток и других деталей) необходимо проверять начальную частоту вращения возбуждения генератора на соответствие ее технической характеристике. Проверка производится на стенде (от источника постоянного тока), позволяющем изменять частоту вращения ротора генератора от 0 до 5000 об/мин. Схема подключения генератора и приборов для проверки показана на рис. 58.

При проверке генератора частоту вращения его ротора увеличивать плавно, чтобы напряжение генератора не превышало 25 В.

Разборка и сборка генератора. Разбирать генератор надо в такой последовательности:

1. Отвернуть винты крепления щеткодержателя к крышке и вынуть щеткодержатель.

2. Отвернуть винты крепления крышки шарикоподшипника.

3. Отвернуть стяжные винты крепления крышек генератора.

 

4. Снять крышку со стороны контактных колец вместе со статором (при необходимости крышку снять съемником).

5. Отсоединить фазные выводы обмотки статора от выводов выпрямительного блока.

6. Отвернуть гайку крепления шкива, предварительно зажав ротор в тисках за один из полюсов или придерживая его гаечным ключом.

7. Снять шкив, вентилятор, выбить шпонку и снять упорную втулку.

8. Снять крышку вместе с шарикоподшипником с вала ротора (со стороны привода) с помощью съемника, используя для этой цели резьбовые отверстия на крышке.

Собирать генератор надо в порядке, обратном разборке.

Перед установкой выпрямительного блока необходимо проверить исправность всех его моноблоков. Проверку производить постоянным током напряжением 12—24 В согласно схеме, показанной на рис. 59.

 

 


Рис. 58. Схема проверки электрических характеристик генератора:
1 — вольтметр: 2 — выключатель;
3 — амперметр; 4 — сопротивления; 5 — аккумуляторные батареи;
6 — генератор

 

Рис. 59. Схема проверки выпрямительного блока:
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..