РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ КрАЗ-255Б и КрАЗ-255В
Рулевое управление предназначено для поддержания движения автомобиля в
заданном направлении.
К рулевому управлению (рис. 31) относятся: рулевой механизм, рулевая
колонка с валом и колесом, рулевые тяги и система гидроусиления, в
которую входят распределитель с силовым цилиндром, насос, масляный
бачок, трубопроводы и шланги.
Винт рулевого механизма соединен с валом рулевой колонки посредством
карданного шарнира. С гидроусилителем рулевой
механизм связан через сошку, которая одним концом
закреплена на шлицевом конце вала сектора, а другим (нижним) соединена с
шаровым пальцем распределителя.
Рулевой механизм автомобилей КрАЗ-255Б и КрАЗ-255В
Назначение механизма. Рулевой механизм (рис.
32) состоит из винта 17 и шариковой гайки-рейки 20, находящейся в
постоянном зацеплении с зубчатым сектором /. Эти детали размещены в
общем картере 16. В верхней части картера имеется отверстие для заливки
масла и контроля его уровня, а в нижней части — сливное отверстие с
резьбовыми пробками 7 и 18.
Винт рулевого механизма установлен в двух радиально-упорных сферических
подшипниках 15, один из которых (верхний) запрессован в расточку картера
16, а другой — в крышку 12. При правильной регулировке эти подшипники
должны быть затянуты с предварительным натягом.
Винт и гайка-рейка подобраны из деталей одной размерной группы.
Полукруглые резьбовые канавки па винте и гайке-рейке образуют спиральный
канал, заполняемый при сборке 102 шариками высокой точности. Шарики,
входящие в комплект винта в сборе, отличаются между собой по диаметру не
более чем на 2 микрона. Нарушать комплектность этих деталей не
разрешается. Высокая точность изготовления деталей и подбор их при
сборке обеспечивают легкое и плавное вращение винта в гайке-рейке.
Для получения двух непрерывных потоков качения
шариков при вращении винта и для предотвращения выпадания шариков в
отверстия гайки-репки вставлены направляющие, состоящие из двух
штампованных половинок, которые образуют замкнутую систему для качения
шариков. Направляющие закреплены в гайке-рейке прижимом и винтами.
Зубчатый сектор / выполнен как одно целое с валом и установлен в трех
игольчатых подшипниках 3. Сектор имеет пять зубьев. Средний зуб сектора
входит в среднюю впадину га и кн-рейки 20. Па торце шлицевого конца вала
сектора нанесена метка для правильной установки сошки. Метки на сошке и
конце вала сектора при сборке должны быть совмещены. Осевое положение
вала сектора определяется регулировочным винтом 6, сферическая головка
которого размещена в специальной расточке сектора.
При отсоединенной сошке не следует поворачивать рулевое колесо до упора
в крайние положения, так как это может привести к повреждению
направляющих в гайке-рейке. Полный угол поворота сошки соответствует
пяти оборотам рулевого колеса.
рис. 32 Рулевой механизм
Регулировка рулевого механизма. Для
регулировки рулевой механизм необходимо снять с автомобиля и слить масло
из картера. Вначале отрегулировать предварительный натяг в подшипниках
винта, а затем зацепление сектора с гайкой-рейкой.
1. Подшипники винта регулируются в таком порядке:
отвернуть гайку и сиять сошку 5 (рис. 31) с помощью съемника
(сколачивание сошки может вызвать поломку деталей);
отвернуть болты крепления боковой крышки 4 (рис. 32) и вынуть сектор 1 в
сборе с крышкой;
отвернуть болты 10, крепящие стопорную пластину 9 и сиять пластину;
вращением гайки 8 отрегулировать затяжку подшипников 15. Сферические
подшипники должны быть затянуты так, чтобы момент, необходимый для
проворачивания винта /7, был 0,12... 0,25 кгс-м, при этом не должно
ощущаться осевое перемещение винта. Следует помнить, что регулировка
подшипников винта влияет на легкость рулевого управления;
установить на место стопорную пластину 9, совместив штифт 11
регулировочной гайки 8 с ближайшим отверстием в пластине, и закрепить ее
болтами 10.
2. Прежде чем приступить к регулировке зацепления сектора с
гайкой-рейкой, следует проверить осевой зазор регулировочного винта 6 в
вале сектора 1. Зазор не должен превышать
0,1 мм.
Если осевой зазор винта больше допустимого, снять боковую крышку 4 с
вала сектора 1 и, удалив сварку па запорной гайке, вворачиванием ее
довести осевой зазор регулировочного винта 6 до
0,06 мм (запорная гайка стопорится приваркой ее к сектору в одной точке
диаметром 4 мм).
Для регулировки зацепления сектора с гайкой-рейкой необходимо:
установить сектор 1 в картер рулевого механизма,
при этом средний зуб сектора должен войти в среднюю впадину гайки-рейки
20\
установить боковую крышку 4 на место и закрепить болтами;
установить сошку на вал сектора (по меткам), закрепив корончатой гайкой,
и зашплинтовать;
вращением регулировочного винта 6 до упора довести зазор в зацеплении до
нуля.
При правильно отрегулированном зацеплении момент, необходим ый для
проворачивания винта 17 около среднего положення сектора 1, должен быть
0,15...0,35 кгс-м. При этом свободный ход винта 17 при неподвижной сошке
не должен превышать 6°.
По окончании регулировки законтрить регулировочный винт 6 контргайкой 5.
После регулировочных работ следует установить рулевой механизм на
автомобиле, залить в картер свежее масло и соединить рулевую сошку с
гидроусилителем.