Гидроусилитель рулевого привода автомобилей КрАЗ-255Б и КрАЗ-255В
Назначение и устройство гидроусилителя. Гидроусилитель рулевого привода
уменьшает усилие, которое необходимо приложить к рулевому колесу для
поворота передних колес автомобиля, снижает ударные нагрузки в рулевом
механизме и на рулевом колесе, возникающие из-за неровностей дороги,
повышает безопасность движения.
Гидроусилитель (рис. 33) представляет собой агрегат, состоящий из
силового цилиндра и распределителя.
В силовом цилиндре 4 расположен поршень 26 со штоком 2, на наружном
конце которого имеется шарнирная головка для крепления гидроусилителя к
кронштейну. Герметизация цилиндра обеспечивается передней 32 и задней 6
крышками. Посредством задней крышки 6 силовой цилиндр соединяется с
распределителем.
Распределитель состоит из золотникового устройства и корпуса 10 шарниров
с шаровыми пальцами 11 и 13, установленными между сухарями 9. Шаровой
палец 13 рулевой сошки расположен в подвижном стакане 15, который
посредством ограничительной пробки 17 и стяжного болота 18 соединен с
золотником 19. Смазка рабочих поверхностей шаровых пальцев и сухарей
осуществляется через пресс-масленку.
При работающем насосе в распределитель непрерывно нагнетается жидкость,
которая в зависимости от положения золотника 19 либо возвращается
обратно в бачок, либо попадает в одну из рабочих полостей силового
цилиндра 4. При этом другая полость силового цилиндра соединена через
сливную магистраль с бачком.
Схема работы гидроусилителя показана на рис. 34.
При прямолинейном движении автомобиля (положение I)
вся жидкость, нагнетаемая насосом, подается в крайние кольцевые полости
4 и 6 распределителя, а оттуда через зазоры между кромками поясков
золотника 9 и его корпуса 12 отводится в среднюю
кольцевую полость 5 на слив в бачок. Давление
рабочей жидкости одновременно передается и в гндрореактивные камеры 3 и
8 через два компенсационных канала 7 в золотнике, удерживая его в
нейтральном положении. При этом поршень 27 в силовом цилиндре не
перемещается и гидроусилитель не оказывает воздействия на
управление автомобилем.
При повороте рулевого колеса (положения II и III) усилие через рулевую
сошку 25 передается на шаровой палец 15, который вместе с подвижным
стаканом 16 перемещает золотник 9 в сторону от нейтрального положения.
При этом нагнетательная и сливная магистрали в корпусе золотника
разобщаются и жидкость поступает в соответствующую полость силового
цилиндра, перемещая цилиндр 19 относительно поршня 27. Движение цилиндра
передается управляемым колесам через шаровой палец 17 и связанную с ним
продольную рулевую тягу.
Если прекратить вращение рулевого колеса, золотник
останавливается, а корпус его надвигается на золотник и устанавливается
в нейтральное положение. Поворот управляемых колес автомобиля
прекращается.
Для возможности кратковременного управления автомобилем при неработающем
усилителе в корпусе золотника установлен обратный клапан, перепускающий
жидкость из одной полости силового цилиндра в другую.
рис. 33 Гидроусилитель
Рис. 34. Схема работы гидроусилителя:
1 — кронштейн гидроусилителя; 2 — шток поршня; 3 — передняя
гидрореактивная камера; 4 — передняя нагнетательная полость корпуса; 5 —
средняя (центральная)сливная полость корпуса; б—задняя нагнетательная
полость корпуса; 7 — компенсационный канал золотника; 8 — задняя
гидрореактивная камера; 9 — золотник; 10 — трубка подачи масла от насоса
в корпус золотника; 11 — трубка слива масла в бачок; 12—корпус
золотника; 13 — корпус шарниров; 14 — сухари шарового пальца; 15 —
шаровой палец рулевой сошки;
16 — стакан шарового пальца; 17 — шаровой палец продольной рулевой тяги;
18 — трубка подачи и слива масла из задней полости цилиндра; 19—цилиндр
гидроусилителя; 20 — трубка подачи и слива масла из передней полости
цилиндра; 21 — болт золотника; 22 — обратный клапан; 23 — ограничитель
хода пружины; 24 — пружина; 25 — рулевая сошка; 26 — продольная
рулевая тяга; 27 — поршень I — нейтральное положение; II — поворот в
левую сторону; III — поворот в правую сторону
Проверка и устранение люфта в шарнирах
гидроусилителя рулевого привода. Люфт в шарнирах гидроусилителя проверять при
неработающем двигателе поворотом рулевого колеса в обе стороны с
одновременным осмотром соединения.
В шаровом пальце 11 (рис. 33), к которому подсоединена продольная
рулевая тяга, люфта не должно быть. При наличии люфта необходимо
вывернуть из гайки 8 стопорный винт 25, завернуть гайку до упора, а
затем отвернуть ее на 1/12 оборота и надежно законтрить стопорным
винтом.
Шаровой палец 13, к которому подсоединена рулевая сошка, должен иметь
свободное (суммарное) перемещение относительно корпуса шарниров 10 не
более 5 мм при неработающем двигателе и не более 2 мм при работающем
двигателе. Если перемещение шарового пальца 13 превышает указанные
величины, необходимо вывернуть из пробки 17 стопорный винт 22, завернуть
пробку 17 до упора, а затем отвернуть до совпадения резьбового отверстия
в пробке с ближайшей прорезью стакана 15 и законтрить стопорным винтом
22.
Для доступа к регулировочной пробке 17 и гайке 8 снять гидроусилитель и
подвергнуть его частичной разборке. При сборке гидроусилителя обеспечить
взаимное положение бобышек под трубки.
Если при повороте рулевого колеса отсутствует усиление в одну сторону
при работающем двигателе, устранить люфт в распределительном устройстве
гидроусилителя, для чего спять переднюю крышку 20, подтянуть гайку болта
18 до выбора зазора между гайкой и золотником 19 и вновь зашплинтовать.