Лебедка (рис. 172) смонтирована в передней части
рамы на двух угольниках. Привод лебедки осуществляется двумя карданными
валами от коробки отбора мощности. Передаточное число червячной передачи
редуктора лебедки равно 24.
На валу 8 свободно установлен барабан 1 лебедки. На шлицованной части
вала установлена стальная кулачковая муфта 3, имеющая возможность
перемещаться вдоль вала и входить в зацепление с кулачками барабана,
благодаря чему барабан может быть соединен с валом или отсоединен от
него. Включается
и выключается муфта посредством вилки, которая
снабжена тормозом 2, притормаживающим барабан во время разматывания
троса от руки. При выключении муфты колодка тормоза (с фрикционной
накладкой) прижимается к реборде барабана, притормаживая его. Кулачковая
муфта должна постоянно находиться в зацеплении с кулачками барабана, за
исключением случаев разматывания троса лебедки вручную. Лебедка имеет
автоматический тормоз 12, предназначенный для дополнительного
подтормаживания червяка редуктора лебедки при выключенном сцеплении, а
также после того, как срезан предохранительный палец. Устройство тормоза
показано на рис. 173.
При наматывании троса тормозной барабан 4 вращается так, что даже самое
незначительное трение тормозной ленты 6 о барабан вызывает сжатие
пружины 3 и ослабляет натяжение ленты, создавая условия для свободного
вращения барабана.
При срезе предохранительного пальца червяк редуктора стремится вращаться
в обратном направлении. Сила трения тормозной ленты направлена в сторону
действия пружины 3. Лента затягивается, препят-
ствуя вращению барабана 4. При размотке троса под нагрузкой (спуск с
крутого склона с помощью лебедки) червяк вращается таким же образом, что
создает момент трения на его барабане, но он в этом случае
преодолевается подводимым моментом двигателя.
Для предохранения лебедки от перегрузок вал червяка редуктора соединен с
вилкой карданного шарнира с помощью предохранительного пальца 10 (см.
рис. 172). При перегрузке лебедки палец срезается, а барабан
останавливается автоматическим тормозом, установленным на валу червяка.
Размеры сопрягаемых деталей лебедки указаны в прил. 2.
ГАЗ-66-11. Особенности технического обслуживания
и работы с лебедкой
Уход за лебедкой состоит в периодическом
смазывании направляющих роликов троса, шлиц вала, барабана лебедки и
муфты включения барабана, карданных валов привода лебедки, втулок
барабана, в очистке лебедки и ее приводе от грязи.
Периодически проверяют уровень масла в картере редуктора и при
необходимости доливают его, а также проверяют, нет ли масла (или воды) в
картере автоматического тормоза; при наличии вынимают шплинт и
освобождают сточное отверстие на дне картера.
Тормоз-замедлитель регулируют по мере необходимости изменением степени
натяжения пружины с помощью гаек, установленных на болте колодки
тормоза. Регулируют так, чтобы при сматывании троса вручную (кулачковая
муфта выключена) барабан не мог вращаться со скоростью, большей скорости
сматывания троса, т. е. чтобы трос на барабане не ослабевал. Упор вилки
включения барабана, расположенный на переднем угольнике, закрепляют так,
чтобы при включенном положении вилки между ее стопором и упором был
зазор около 1 мм. Для обеспечения надежной работоспособности тормоза
нельзя допускать замасли-вания трущихся поверхностей колодки барабана.
Автоматический тормоз лебедки регулируют затяжкой тормозной ленты
гайками, установленными на ее длинном наконечнике (над пружиной). Тормоз
регулируют так, чтобы в течение 3...5 мин работы лебедки на намотку
крышка картера тормоза не нагревалась выше темепературы, которую может
выдержать рука. При работе с лебедкой трос не разматывают полностью с
барабана, чтобы не перегружать заделку троса. Необходимо оставлять 3...4
витка троса.
При срезе предохранительного пальца немедленно выжимают сцепление и
выключают коробку отбора мощности, так как иначе может произойти
заедание вилки на валу. Срезанный палец заменяют новым (пальцы придаются
к автомобилю). Использовать болты и другие предметы вместо
предохранительного пальца категорически запрещается.
Для того чтобы завести трос в ручей блока, расшплинтовывают со стороны
съемной серьги ось блока и траверсу крюка и снимают серьгу. После того
как трос будет заведен в ручей, ставят серьгу на место, ось блока и
траверсу зашплинтовывают. Вытаскивание автомобиля с помощью лебедки и
блока показано на рис. 174. Крепление блока осуществляется буксирным
тросом автомобиля.
Для вытаскивания застрявших автомобилей включают только коробку отбора
мощности. Рычаг коробки передач ставят в нейтральное положение,
затормаживают автомобиль стояночным тормозом, включают сцепление и
несколько увеличивают частоту вращения двигателя.
Для самовытаскивания автомобиля включают передний мост, понижающую
передачу в раздаточной коробке, коробку отбора мощности и
I передачу в коробке передач. Включают сцепление и дают среднюю частоту
вращения двигателю. Само-вытаскивание автомобиля с помощью лебедки
показано на рис. 175.
Для выдачи и ослабления натянутого троса: рычаг коробки отбора мощности
ставят в положение «Размотка»; рычаг коробки передач ставят в
нейтральное положение; плавно включают сцепление (при выдаче троса
частоту вращения двигателя не увеличивают).
Для остановки лебедки выключают сцепление и ставят рычаг коробки отбора
мощности в нейтральное положение. После окончания работы с лебедкой
рычаг коробки отбора мощности закрепляют в нейтральном положении
откидной петлей упора.