Интеграция как путь выхода российского виноградарства и виноделия из кризиса

  Главная    Учебники - Виноделие     Российское виноградарство и виноделие: пути развития и интеграции в мировой рынок

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

4. Интеграция как путь выхода российского виноградарства и виноделия из кризиса
 

На современном этапе важную роль в мировой экономике играет международная интеграция, которая осуществляется в нескольких видах: организационная (вертикальная, горизонтальная), территориальная (национальная, международная, глобальная). Это одна из значимых стратегий международного экономического взаимодействия, характеризующая направленность внешнеэкономической политики, интересов национальных государств и частных экономических субъектов в современном мире.

Под интеграцией принято понимать объективный экономический процесс координации и органическою соединения различных отраслей, сфер и видов деятельности для повышения эффективности производства. Как частный случай, агропромышленная интеграция представляет собой форму организации объединения сельскохозяйственных и промышленных предприятий, а также сфер вспомогательной деятельности, обеспечивающей единство и непрерывность воспроизводственного и технологического процессов (от производства сырья до выпуска и доставки потребителю готового продукта) и наилучшее использование хозяйственных ресурсов.

В настоящее время в мире наибольшие сдвиги в организации сбыта продовольственных товаров, и в том числе алкогольной продукции, связаны с усилением процессов глобализации и укреплением позиций транснациональных компаний (ТНК). Они представляют собой вертикально и горизонтально интегрированные структуры, которые, как правило, прямо или косвенно замыкают технологические цени от начала и до конца производства продукта. ТНК играют ведущую роль в глобальном технологическом развитии.

Развивая всемирную деятельность, ТНК используют достижения научно-технического прогресса в области технологии и оборудования для сельского хозяйства и свои специфические сбытовые каналы. Активизировавшееся присутствие ТНК на мировом рынке продовольствия, с одной стороны, повышает эффективность аграрного сектора и увеличивает предложение продуктов питания, а с другой, — ведет к монополизации этого рынка.

Последние годы стратегия ТНК переключается с создания зарубежных подразделений, позволяющих аккумулировать интеллектуальные и технические ресурсы и обеспечивать сбыт наукоемкой продукции, на формирование сетевых структур, дающих возможность рационально комбинировать ресурсы разных стран, регулируя развитие национальных научно-инновационных комплексов различных государств в желаемом направлении. Наиболее продвинутой формой глобализации стали международные и межкорпоративные технологические альянсы, которые, как правило, контролируются ведущими мировыми финансовыми группами.

В настоящее время под контролем около 200 ТНК с годовым оборотом каждая свыше 1 млрд долл. США находится 30-35% пищевой промышленности развитых и развивающихся стран мира. По данным ЮНКТАД, крупнейшей продовольственной компанией мира является англо-голландская компания “Юнилевер". Она имеет годовой оборот продукции в несколько десятков миллиардов долларов, свыше 500 зарубежных отделений в 80 странах и большой персонал за рубежом (250 тыс. чел.). К крупнейшим продовольственным ТНК также относится швейцарская компания “Нестле”, владеющая самыми большими активами за границей (30 млрд долл. США) и осуществляющая самые большие продажи за рубежом (40 млрд долл. США).

Усиление позиций ТНК на мировом рынке продовольствия идет по многим направлениям. Во-первых, растет монополизация международной торговли в процессе слияний и поглощений ТНК более слабых фирм-конкурентов. В результате, уже в начале 90-х годов 8 ТНК контролировали почти 100% мирового рынка сахара, в том числе английская “Е.Д. эндФ.Ман” — 20%, французская “Сюкр э дэнре” - 15%, английская “С.Царников” и американская “Филипп Бразерс” — по 10%. 6 ТНК контролировали 90% рынка зерновых культур США, в том числе компания “Каргилл” - 25%, “Континентл” - 20%, “Дрейфус” - 15%.

Во-вторых, увеличиваются внутрифирменные поставки продовольственного сырья и готовой продукции между заграничными отделениями ТНК, и повышается удельный вес этих поставок в международной торговле, замещая экспортные и импортные операции между независимыми торговыми партнерами. Так, закупки продовольствия за границей чаще всего оказываются внутрифирменными поставками ТНК. Например, в США по таким каналам поступает около 70% бананов и 30% чая. В Бразилии, из собираемых ежегодно 8—9 млн т какао-бобов, примерно 5 млн т приходилось на ТНК. Аналогичные процессы отмечаются по импорту продовольственных товаров в Великобритании, *понии и других развитых странах.