4.
Интеграция как путь выхода российского виноградарства и виноделия из
кризиса
На современном этапе важную роль в мировой
экономике играет международная интеграция, которая осуществляется в
нескольких видах: организационная (вертикальная, горизонтальная),
территориальная (национальная, международная, глобальная). Это одна из
значимых стратегий международного экономического взаимодействия,
характеризующая направленность внешнеэкономической политики, интересов
национальных государств и частных экономических субъектов в современном
мире.
Под интеграцией принято понимать объективный экономический процесс
координации и органическою соединения различных отраслей, сфер и видов
деятельности для повышения эффективности производства. Как частный
случай, агропромышленная интеграция представляет собой форму организации
объединения сельскохозяйственных и промышленных предприятий, а также
сфер вспомогательной деятельности, обеспечивающей единство и
непрерывность воспроизводственного и технологического процессов (от
производства сырья до выпуска и доставки потребителю готового продукта)
и наилучшее использование хозяйственных ресурсов.
В настоящее время в мире наибольшие сдвиги в организации сбыта
продовольственных товаров, и в том числе алкогольной продукции, связаны
с усилением процессов глобализации и укреплением позиций
транснациональных компаний (ТНК). Они представляют собой вертикально и
горизонтально интегрированные структуры, которые, как правило, прямо или
косвенно замыкают технологические цени от начала и до конца производства
продукта. ТНК играют ведущую роль в глобальном технологическом развитии.
Развивая всемирную деятельность, ТНК используют достижения
научно-технического прогресса в области технологии и оборудования для
сельского хозяйства и свои специфические сбытовые каналы.
Активизировавшееся присутствие ТНК на мировом рынке продовольствия, с
одной стороны, повышает эффективность аграрного сектора и увеличивает
предложение продуктов питания, а с другой, — ведет к монополизации этого
рынка.
Последние годы стратегия ТНК переключается с создания зарубежных
подразделений, позволяющих аккумулировать интеллектуальные и технические
ресурсы и обеспечивать сбыт наукоемкой продукции, на формирование
сетевых структур, дающих возможность рационально комбинировать ресурсы
разных стран, регулируя развитие национальных научно-инновационных
комплексов различных государств в желаемом направлении. Наиболее
продвинутой формой глобализации стали международные и межкорпоративные
технологические альянсы, которые, как правило, контролируются ведущими
мировыми финансовыми группами.
В настоящее время под контролем около 200 ТНК с годовым оборотом каждая
свыше 1 млрд долл. США находится 30-35% пищевой промышленности развитых
и развивающихся стран мира. По данным ЮНКТАД, крупнейшей
продовольственной компанией мира является англо-голландская компания “Юнилевер".
Она имеет годовой оборот продукции в несколько десятков миллиардов
долларов, свыше 500 зарубежных отделений в 80 странах и большой персонал
за рубежом (250 тыс. чел.). К крупнейшим продовольственным ТНК также
относится швейцарская компания “Нестле”, владеющая самыми большими
активами за границей (30 млрд долл. США) и осуществляющая самые большие
продажи за рубежом (40 млрд долл. США).
Усиление позиций ТНК на мировом рынке продовольствия идет по многим
направлениям. Во-первых, растет монополизация международной торговли в
процессе слияний и поглощений ТНК более слабых фирм-конкурентов. В
результате, уже в начале 90-х годов 8 ТНК контролировали почти 100%
мирового рынка сахара, в том числе английская “Е.Д. эндФ.Ман” — 20%,
французская “Сюкр э дэнре” - 15%, английская “С.Царников” и американская
“Филипп Бразерс” — по 10%. 6 ТНК контролировали 90% рынка зерновых
культур США, в том числе компания “Каргилл” - 25%, “Континентл” - 20%,
“Дрейфус” - 15%.
Во-вторых, увеличиваются внутрифирменные поставки продовольственного
сырья и готовой продукции между заграничными отделениями ТНК, и
повышается удельный вес этих поставок в международной торговле, замещая
экспортные и импортные операции между независимыми торговыми партнерами.
Так, закупки продовольствия за границей чаще всего оказываются
внутрифирменными поставками ТНК. Например, в США по таким каналам
поступает около 70% бананов и 30% чая. В Бразилии, из собираемых
ежегодно 8—9 млн т какао-бобов, примерно 5 млн т приходилось на ТНК.
Аналогичные процессы отмечаются по импорту продовольственных товаров в
Великобритании, *понии и других развитых странах.