3. Мировой рынок
продукции виноградарства и виноделия
Последние годы в США происходит изменение
покупательских предпочтений в пользу дорогих вин и отказ от потребления
дешевых iug wines и blush wines особенно по цене до 3 долл. США, выпуск
которых с 1980 г. сократился на 50% (табл. 30).
Изменение покупательских предпочтений было вызвано не только повышением
благосостояния населения, но и ростом культуры людей, признанием
качества и ценности вин, осознанием благоприятного влияния их умеренного
потребления на здоровье человека.
Новым крупным регионом мира, где интенсивно развивается виноделие,
является Чили. Взлет чилийского виноделия относится к концу 80-х -
началу 90-х годов XX века. Этому способствовали государственная
ориентация на развитие сельского хозяйства, привлечение международных
инвестиций, хорошо продуманная налоговая политика, а также прорыв
международной изоляции после референдума 1988 г. В результате площадь
виноградников в стране увеличилась до 80 тыс. га, а экспорт чилийских
вин вырос с 14,2 млн. л в 1989 г. до 266,5 млн л в 2000 г.
Благодаря грамотной государственной экономической политике и трудолюбию
граждан было обеспечено полное техническое и технологическое
перевооружение отрасли, что вывело ее на лидирующие позиции не только в
национальной, но и мировой экономике. Кроме того, важную роль в развитии
чилийского виноделия сыграла международная кооперация и интеграция.
В 2000 г. число стран-импортеров чилийских вин выросло до 95. Основными
рынками продаж являлись: СШЛ - 23,7%, Великобритания - 20,6%, Канада -
12,2%, Бразилия - 8,8%, Германия
- 8,4%, Япония - 7,1%, Дания - 5,3%. В Россию в 2000 г. было ввезено 0,4
млн л вина из Чили.
За последние годы в число крупных винодельческих регионов мира из стран
Нового Света вошла Аргентина. В настоящее время общая площадь
виноградников в стране составляет
220,0 тыс. га, в том числе в провинции Мендоза (самом большом
винодельческом регионе Аргентины) — 150,0 тыс. га; здесь производится
75% всех аргентинских вин и 95% вин, предназначенных на экспорт.
Виноделие Аргентины только недавно получило международное признание. Это
связано с тем, что Аргентина долгое время оставалась закрытой страной,
где в течение десятилетий существовали запретительные пошлины не только
на импорт, но и на экспорт продукции. В настоящее время объем импорта
вина по-прежнему невелик: в 2000 г. из потребленного на внутреннем рынке
вина в количестве 136,6 млн 9Lc было импортировано всего 249,0 тыс. 9Lc.
Экономические реформы начала 90-х годов в Арген тине сознали
благоприятные условия для производства вина и развития экспорта. В 2000
г. страна занимала 5-е место в мире по производству вин, уступая лишь
Франции, Италии. Испании и США. за 1996—2000 гг. экспорт аргентинского
вина вырос с 40 до 140 млн долл. США в год. Но это составляет менее 8%
от экспорта продукции виноделия в мире. Если в 2000 г. объем
производства вина в стране составил 143,8 млн 9Lc, то объем экспорта -
только 7,4 млн 9Lc.
Крупнейшими импортерами аргентинских вин являются страны Старого Света.
В 2000 г. Великобритания импортировала
1370,0 тыс. 9Lc. США занимают второе место по ввозу аргентинских вин.
Германия и Голландия импортировали 835 тыс. 9Lc виноградного вина из
Аргентины (табл. 31).
К числу крепленых виноградных вин, имеющих
всемирное признание, относится портвейн (порто). Его родиной является
Португалия. Регион производства портвейна расположен в 120 км от границы
с Испанией и приблизительно в 80 км от города Порто. Границы региона
были установлены в 1756 г. маркизом Де Помбалом, и лишь в 1907 г.
незначительно изменены.
В настоящее время в ареале производства портвейна насчитывается
приблизительно 85 тысяч виноградников; в выращивании винограда заняты 25
тысяч крестьян и производится более '0,5 млн 9Lc портвейна (порто) в
год.