3. Мировой рынок
продукции виноградарства и виноделия
Мировой рынок вина развивается под действием не
только конкуренции. На его состояние определенное влияние оказывает
деятельность международных профессиональных сообществ. Наиболее крупной
международной организацией в области виноградарства и виноделия является
Международная (государственная) организация вино1радарства и виноделия (МОВВ
или 01V). Она создана в 1924 г. В настоящее время в нее входят 45 стран
мира, в том числе Россия. МОВВ ежегодно организует Генеральные
Ассамблеи, на которых рассматриваются оперативные вопросы по ситуации в
виноградарстве и виноделии. В структуру МОВВ входят три комиссии:
“Виноградарство”, “Виноделие” и “Экономика”. При Министерстве сельского
хозяйства РФ создан Национальный комитет по сотрудничеству с МОВВ.
Рынок вина в мире достаточно жестко регулируется. Основным институтом,
определяющим правила регулирования, является государство. Поэтому
регулирование рынков подразумевает в первую очередь государственное
регулирование.
Основные причины для государственного регулирования и поддержки
агропродовольственных рынков состоят в необходимости защиты национальной
экономики, обеспечения равновесия на рынках и др.
Необходимость государственного вмешательства в функционирование рынка
виноградных вин в странах ЕС обусловлена его важностью для экономики.
Указанные страны играют ведущую роль в мировой торговле вином: они
обеспечивают 63,8% его производст ва (157,2 млн гл) и 60,7% его
погребления (132,7 млн гл) в мире.
Единый рынок виноградных вин возник при создании европейского
экономического Сообщества в начале 60-х годов XX века. В настоящее время
деятельность Единой организации рынка виноградных вин регулируется
регламентами Совета ЕС № 1493/1999 от 17 мая 1999 г., № 1622/2000 от 24
июля 2000 г. и № 823/87 от 16 марта 1987 i. (последний регламент
распространяется на высококачественные вина, изготовленные в
определенных Районах конкретной страны).
Государственное регулирование рынков осуществляется посредством
различного рода инструментов и методов. В Европейском Союзе главным
инструментом поддержания единого рынка вина являются ориентировочные
цены на него. Они находятся тесной зависимости от цен внешнего рынка.
В торговле с третьими странами используется единый
таможенный барьер, основным рычагом которого служат компенсационные
сборы за импортируемое вино: их величина равна разнице между ценами
сообщества (более высокими) и мирового рынка.
Государственное вмешательство в рыночные отношения выражается через
регулирование цен. Его эффективность достигается путем комплексного
взаимодействия с другими финансово-экономическими рычагами (налоги,
кредиты, прямые субсидии).
Государственное регулирование цен обеспечивает:
- установление государственных гарантированных цен на продукцию,
производимую фермерами, и обеспечение им достаточного уровня доходов;
- таможенную защиту цен, устанавливаемых фермерами;
- финансирование закупки и хранения излишков сельскохозяйственной
продукции для предупреждения кризиса перепроизводства и связанного с ним
падения цен и разорения фермерских хозяйств;
- экспортный протекционизм.
Немаловажное значение для формирования механизма регулирования рынка
вина имеет разный уровень самообеспеченности винами стран ЕС: Франция,
Италия и Испания - крупнейшие производители вина и его продаж на внешнем
рынке; Италия -один из самых крупных поставщиков ординарных виноградных
вин; Франция - не только широко известный экспортер вин высшего
качества, но и крупнейший в мире потребитель вин различных категорий;
Германия и Англия - крупнейшие среди стран ЕС импортеры вина.
В последние годы единое регулирование рынка вина в рамках ЕС дало
возможность Италии и Испании увеличить производство и сбыт виноградных
вин высокого качества. В то же время это составило серьезную угрозу для
французских виноградарей, которые поставляли на внутренний и внешний
рынки более качественную, но дорогую продукцию. Для предотвращения
конфликта между странами ЕС была принята программа раскорчевки
низкопродуктивных виноградников с выдачей премии за ликвидацию каждого
гектара насаждений.
В ЕС механизм регулирования рынка вина существенно перестраивается для
того, чтобы повысить качество виноградных вин и усилить контроль над
ним, совершенствовать материальное стимулирование за выпуск оптимального
объема вина, ввести
более жесткие меры воздействия на рынке ординарных
вин с целью его стабилизации.