33. КЛАПАНЫ ТОПЛИВНОМ СИСТЕМЫ И ТОПЛИВНЫЙ
КОЛЛЕКТОР ДИЗЕЛЯ K6S310DR ТЕПЛОВОЗОВ ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э
Для обеспечения нормальной работы топливоподкачивающего и ручного
насосов, поддержания постоянного давления в коллекторе 0,20—0,25 МПа
(2,0—2,5 кгс/см ) и защиты системы от давления выше 0,53 МПа (5,3
кгс/см2) служат клапаны топливной системы.
Обратные клапаны предназначены для перепуска топлива только в одном
направлении. В системе используются два обратных клапана.
Один из них установлен на всасывающей трубе топливоподкачивающего насоса
и не позволяет топливу при неработающем дизеле сливаться в бак, что
необходимо для нормальной работы шестеренного насоса, имеющего небольшую
высоту всасывания (0,5—0,8 м). Второй обратный клапан стоит на
нагнетательной трубе за ручным насосом и не пропускает топливо к ручному
насосу при работающем дизеле.
Оба клапана одинаковы по конструкции. Внутри литого чугунного корпуса 3
(рис. 38, а) имеется перегородка, в которой расточено отверстие,
явля-ющееся седлом клапана. К седлу своим коническим пояском притерт
стальной клапан 4, имеющий цилиндрическую форму. На верхнем торце
клапана прорезан паз, используемый пя притирки клапана к седлу.
Постановка клапана в корпус осуществляется через отверстие с резьбой МЗО,
закрываемое пробкой /, под которую ставят медное уплотнительное кольцо
2. Для подсоединения трубопроводов к клапану на выступах корпуса 3
нарезана резьба М42. Форма перегородки в корпусе позволяет поднять
клапан только при определенном направлении движения топлива. При
изменении направления движения топлива клапан под действием собс¥венного
веса садится на свое седло.
Перепускной клапан установлен на конце коллектора топливных насосов
высокого давления, а предохранительный — на нагнетательном трубопроводе
перед фильтрами тонкой очистки. При повышении давления перед клапаном до
установленного значения он открывается и перепускает лишнее топливо
через топливопо-догреватель в бак. Перепускной клапан большую часть
рабочего времени открыт, так как топливоподкачивающий насос имеет
высокую подачу |2520 л/ч), значительно превышающую потребность дизеля в
топливе. Предохранительный клапан обычно закрыт и открывается в случае
засорения фильтров тонкой очистки или застывания топлива.
По конструкции перепускной и предохранительный клапаны не отличаются
друг от друга. В цилиндрической расточке стального корпуса 3 (рис. 38,
б) установлен стальной клапан 4, имеющий форму стакана. На его наружной
поверхности большего диаметра проточены пять лабиринтных канавок в
шириной 2 мм, обеспечивающих уплотнение клапана в корпусе. Хтя
исключения противодавления при просачивании топлива между корпусом и
клапаном последний имеет два радиальных отверстия б диаметром 4 мм.
Своим коническим пояском под углом 45° клапан притерт к седлу в корпусе
и прижат к нему пружиной 6. Другим концом пружина 6 упирается в стальную
шайбу 7 диаметром 22 мм и толщиной 2 мм, надетую на регулировочный винт
5 (М14), ввернутый в пробку 1 (МЗО). Пробка 1 ввернута в корпус клапана.
Между ней и корпусом ставят медное уплотнительное кольцо 2.
На выступающий конец винта 5 навернута колпачковая гайка 9, фиксирующая
его положение после регулировки затяжки пружины. Под гайку кладут
уплотнительное медное кольцо 8. С противоположной стороны в корпусе 3
клапана нарезана резьба М26 для соединения с топливным коллектором (или
нагнетательным трубопроводом). Для присоединения сливной трубы корпус
имеет выступ а с резьбовым отверстием М26.
Топливный коллектор 10 (рис. 38, в) представляет собой стальную
трубу диаметром 50 мм с толщиной стенок
6 мм. По торцам труба заглушена приваренными к ней дисками з толщиной 5
мм.
К коллектору снизу приварены шесть отростков е с внутренней резьбой под
штуцеры г для крепления трубок д, соединяющих коллектор с топливными
насосами.
К переднему концу коллектора приварен отросток лее наружной резьбой для
присоединения посредством накидной гайки трубки, идущей от фильтров
тонкой очистки топлива. На противоположном конце к коллектору приварены
две короткие трубы: одна для постановки перепускного клапана
7 (см. рис. 35), а другая для подсоединения сливной трубы с вентилем 6.
К коллектору приварен также отросток и (см. рис. 38, в), соединенный
трубкой с датчиком электроманометра, показывающего давление топлива в
системе. Тремя скобами л и болтами топливный коллектор прикреплен к
стальным полосам к, приваренным снизу к впускному коллектору дизеля.
Рис. 38. Клапаны топливной системы и топливный
коллектор: а — обратный клапан; б - перепускной и предохранительный
клапаны; в — коллектор; 1 — пробка; 2,8 — медные уплотнительные кольца;
3 — корпус; 4 — клапан; 5 — регулировочный винт; 6 — пружина; 7 — шайба;
9 - колпачковая гайка; 10 - топливный коллектор; а — выступ корпуса; б -
радиальное отверстие; в — лабиринтная канавка; г — штуцер; д - трубка;
е, ж, и — отростки; з — диск; к — полоса; л — скоба