Вал служит для привода клапанов, топливных насосов высокого давления и
двух регуляторов дизеля (объединенного и предельного). Вал состоит из
семи частей (шести одинаковых кулачковых секций и хвостовика),
откованных из высококачественной стали.
Каждая секция (рис. 30, а) имеет кулачки 2 и 3 для привода впускных и
выпускных клапанов, шейку 4 под опорный подшипник и фланцы 1 и 5,
предназначенные для соединения секций. Фланец 5 имеет выступ 6 диаметром
52 мм, а фланец 1 — выемку такого же диаметра, что обеспечивает
центровку секций при сборке. Соединение фланцев двух соседних секций
осуществляется шестью болтами Ml6, из которых один призонный, т. е.
плотно входящий в отверстия фланцев. Постановка призонных болтов
необходима для точной сборки распределительного вала. Под гайки болтов
устанавливают лепестковые шайбы с отгибом лепестков на цилиндрическую
поверхность фланца.
Между кулачками 2 и 5 на цилиндрической поверхности диаметром 70 мм
монтируется топливный кулачок, состоящий из двух частей 13 и 14,
стянутых четырьмя болтами 15 (Ml2). Рабочие поверхности кулачков и
опорных шеек цементируют, закаливают и шлифуют.
Хвостовик распределительного вала (рис. 30, б) для уменьшения массы
выполнен пустотелым. Он имеет две шейки 7 и 10 под подшипники и два
фланца 8 и 11. Концевая шейка 7 является дополнительной опорой
распределительного вала. Шейка 10 предусмотрена под опорно-упорный
подшипник, поэтому она ограничена с обеих сторон бортами 9. Все шейки
вала имеют диаметр 75 мм.
К фланцу 8 прикреплена восемью болтами (из которых один призонный)
шестерня привода распределительного вала (z = 54). При помощи фланца
11 хвостовик соединен с шестой секцией вала тремя шпильками М16 и тремя
болтами 12 (M16), из которых один призонный.
Распределительный вал вращается в семи разъемных и одном втулочном
подшипниках. Каждый разъемный подшипник состоит из комплекта вкладышей и
разъемного корпуса, образованного перегородкой 5 в отсеке
распределительного вала (см. рис. 19) и крышкой. Вкладыши 1 и 2 (рис.
31) изготовлены из стали, а внутренняя поверхность их покрыта слоем
бронзы.
Верхний вкладыш 2 отличается от нижнего 1 наличием
маслораспределительной канавки б. По стыкам вкладыши имеют холодильники
а и отверстия г для прохода масла.
Стальная крышка 12 прикреплена к перегородке отсека распределительного
вала двумя болтами Ml6. Для фиксации вкладышей в корпусе подшипника на
их наружной поверхности сделаны лыски в, через которые проходят
крепежные болты. В центре крышки имеется сверление е с резьбой
под штуцер 10 для крепления маслоподводящей трубки 11.
Седьмой разъемный подшипник является опорно-упорным. Его вкладыши 3 и 4
шире на 10 мм и имеют борта д для ограничения осевого разбега вала
(0,1—0,5 мм). Восьмой подшипник представляет собой стальную втулку 6 с
внутренним бронзовым покрытием, запрессованную в стальной корпус 5.
Втулка 6 дополнительно фиксируется винтом 7 (М5), ввернутым с торца в
отверстие глубиной 10 мм, просверленное на стыке втулки и корпуса. Для
подвода масла к восьмой шейке распределительного вала в корпусе 5
сделано отверстие и с резьбой под штуцер, совпадающее с наружной
канавкой ж втулки 6. Из канавки ж по двум радиальным отверстиям з масло
попадает в холодильни-ки а и поступает из них на смазывание втулочного
подшипника распределительного вала. Корпус имеет квадратный фланец с
четырьмя отверстиями под болты, крепящие его к верхней части корпуса
привода распределительного вала.
Масло к подшипникам распределительного вала подводится от верхнего
масляного коллектора по четырем трубкам, каждая из которых обеспечивает
смазывание двух подшипников. Из трубки 11 через штуцер 10 и сверление е
в крышке 12 масло попадает в канавку б верхнего вкладыша 1 и через
холодильники а выходит на поверхность шейки распределительного вала.
Через зазоры на смазку (0,1—0,2 мм) масло стекает в отсек
распределительного вала и далее по двенадцати отверстиям в правом
наклонном листе блока — в картер и масляный бак.
Рис. 30. Секция (а) и хвостовик (б)
распределительного вала:
I, 5,8, 11 — фланцы; 2, 3 — впускной и выпускной кулачки; 4,7 — шейки
под опорные подшипники; 6 - выступ; 9 -борт; 10 — шейка под
опорно-упорный подшипник; 12, 15 -болты; 13, 14 части разъемного
топливного кулачка
Рис. 31. Подшипники распределительного вала: 1,2 —
нижний и верхний вкладыши опорного подшипника; 3,4 — верхний и нижний
вкладыши опорно-упорного подшипника; 5 — корпус втулочного подшипника;
6 — втулка; 7 — винт; 8, 11 — маслоподводящие трубки; 9, 10 — штуцера;
12 — крышка подшипника; а -холодильник; б — маслораспределительная
канавка; в — лыска; г, е, з, и — отверстия для прохода масла; д — борт,
ж — канавка