Ручной насос КВ-2 крыльчатого типа установлен на переднем конце дизеля с
правой стороны: Насос состоит из корпуса, крышки, крыла, укрепленного на
валу, и перегородки.
Корпус 1 насоса (рис. 40, а) отлит из чугуна заодно с двумя патрубками и
двумя ушками. Патрубки заканчиваются фланцами б, используемыми
для подсоединения всасывающей и нагнетательной труб, а в ушках а сделаны
отверстия под болты крепления насоса. Внутри корпус имеет коническую
расточку под подвижное крыло 5.
Со стороны всасывающего патрубка в корпусе установлена литая латунная
фигурная перегородка 9, положение которой относительно корпуса
фиксируется цилиндрическим штифтом диаметром 5 мм. В перегородке сделаны
два окна г, закрытых двумя пластинчатыми клапанами 8 и 14, осями
поворота которых являются шплинты 7, проходящие через отверстия в
приливах перегородки 9. Уплотнение перегородки относительно корпуса
достигается за счет притирки, а относительно вала 4 — с помощью
войлочной прокладки в, установленной в специальном пазу. Крыло 5 отлито
из латуни и имеет два прямоугольных окна, закрытых пластинчатыми
клапанами, аналогичными по конструкции и креплению с клапанами
перегородки. Крыло укреплено на стальном валу 4, один конец которого
входит в гнездо корпуса, а другой проходит через крышку 10. Литая
чугунная крышка 10 прикреплена к корпусу четырьмя болтами М8. Между
крышкой и корпусом уплотнение обеспечивается за счет притирки
сопрягаемых поверхностей.
Относительно крышки вал уплотняется сальником из асбестового шнура. Для
монтажа сальника в центральном приливе крышки расточено гнездо д.
Уложенный в гнездо асбестовый шнур прижимается латунной втулкой
11, положение которой (а значит, и плотность набивки сальника)
регулируется гайкой 12, навернутой на прилив. Под гайку 12 ставят
пластмассовое кольцо.
Работа ручного насоса. Крыльча-тый насос приводится в действие рукояткой
3, надетой на квадратный хвостовик вала 4 и закрепленной гайкой. В
крышке 10 имеется отверстие е с резьбой, закрытое пробкой. Оно
используется для заполнения дизельным маслом камеры насоса между
перегородкой 9 и крылом 5, что облегчает процесс всасывания топлива в
начале работы насоса.
При повороте рукоятки против часовой стрелки (рис. 40, б) поворачивается
крыло 5, т. е. в камере В создается разрежение. Клапан 14 перегородки
автоматически открывается, а клапан 2 крыла закрывается, в результате
чего камера В заполняется топливом, поступающим через всасывающую трубу
15. Одновременно другая часть крыла, приближаясь к перегородке 9,
увеличивает давление в камере А. При закрытом клапане 8 перегородки
открывается клапан 6 крыла, и начинается нагнетание топлива в камеру Б и
далее в нагнетательную трубу 13. При обратном ходе крыла разрежение
создается в камере А, а нагнетание топлива из камеры В в камеру Б
осуществляется через открытый клапан
2 крыла.
Полный угол поворота рукоятки (а значит, и крыла) =120°. Максимальная
подача насоса 22,5 л/мин достигается равномерным качанием рукоятки с
частотой 55 ходов в 1 мин.
Рис. 40. Ручной топливоподкачивающий насос (а) и
схема его работы (б):
1 корпус; 2, 6 — клапаны крыла; 3 — рукоятка; 4 - вал; 5 - крыло; 7 —
шплинт; 8, 14 клапаны перегородки; 9 — перегородка; 10 - крышка; 11 -
втулка; 12 — гайка; 13, 15 - нагнетательная и всасывающая трубы; а —
ушко; б - фланец; в прокладка; г — окно; д — гнездо; е - резьбовое
отверстие; А, Б, В - камеры