Топливоподкачивающий насос шестеренного типа (рис. 39) обеспечивает
подачу топлива из бака через фильтры в топливный коллектор. Подача
насоса 2520 л/ч (42 л/мин) при частоте вращения коленчатого вала дизеля
750 об/мин.
В чугунном корпусе 8 расположены две стальные цилиндрические прямозубые
шестерни 1 кб (г — 10), находящиеся в зацеплении. Корпус имеет два
обработанных фланца 18 для крепления всасывающей и нагнетательной труб.
С торцов корпус закрыт крышками 3 и 9, которые фиксируются относительно
него двумя штифтами 23 диаметром 8 мм и стянуты шестью шпильками 7 (М8).
При сборке насоса между крышками и корпусом ставят прокладки из кальки.
Передняя крышка 9 одновременно является корпусом шарикового подшипника
14, на который опирается вал 16 ведущей шестерни 6. Двумя другими
опорами вала служат бронзо-
вые втулки 5, запрессованные в расточки крышек. Шариковый подшипник 14
является опорно-упорным, поэтому его положение зафиксировано тремя
стопорными кольцами. Стопорные кольца 12 не допускают смещения
подшипника по валу, а стопорное кольцо 11 закрепляет подшипник в
корпусе^
Вал 4 ведомой шестерни 1 вращается в двух других бронзовых втулках, тоже
расположенных в крышках. Смазывание втулочных подшипников 2 и
5 осуществляется топливом, для подвода которого на поверхности крышек
сделаны выемки, соединенные с канавками а во втулках.
Шестерни 1 и 6 напрессованы на валы 4 и 16. Ведущая шестерня 6
дополнительно фиксируется шпонкой 19. На переднем конце ведущего вала 16
укреплена при помощи шпонки 21 и корончатой гайки 22 шестерня привода 13
(z = 26). Шестеренный привод насоса от коленчатого вала увеличивает
частоту вращения рабочих шестерен до 1100 об/мин при номинальном режиме
работы дизеля.
В расточках передней крышки установлены три
сальника. Просачиванию топлива по валу препятствуют два сальника 17, а
просачиванию масла, смазывающего шестерню 13 и подшипник 14, — сальник
20, дополнительно закрепленный в корпусе стопорным кольцом 10. Между
сальниками 17 и 20 в передней крышке 9 имеется открытая полость Л для
вытекания просочившегося топлива или масла.
Насос прикреплен к главному масляному насосу дизеля при помощи фланца
15, отлитого за одно целое с передней крышкой. Во фланце 15 просверлены
четыре отверстия под шпильки, ввернутые в переднюю крышку 15 масляного
насоса (см. рис. 63).