Назначение и устройство. Привод обеспечивает передачу усилий от кулачков
распределительного вала на клапаны для открытия их. Закрытие клапанов
осуществляется пружинами (см. рис. 23). Основными деталями привода
клапанов являются толкатели, штанги толкателей, коромысла и траверсы
(рис. 32).
Толкатель 2 изготовлен из качественной стали и термически обработан. На
его цилиндрической поверхности проточены три горизонтальные канавки г,
соединенные двумя вертикальными пазами а. В нижней части толкателя
сделан паз для ролика и расточены два отверстия диаметром 28 мм под
палец 23, на котором свободно вращается ролик 1. Фиксация пальца
осуществляется двумя стопорными кольцами 21, установленными в канавках
толкателя.
Палец имеет несквозное осевое отверстие ж диаметром 12 мм, заглушенное с
торца, и два радиальных отверстия д и е. Центральное отверстие е
диаметром 4 мм заканчивается лыс-
кой глубиной 1,5 мм, а отверстие д такого же диаметра соединяет полость
пальца с канавкой з, проточенной на его поверхности. Для подвода масла к
пальцу в толкателе сделано косое сверление в, совпадающее с кольцевой
канавкой з.
В верхней части толкателя сделано сферическое углубление для шарнирного
соединения со штангой толкателя и просверлены два отверстия б диаметром
4 мм, через которые масло стекает на поверхность ролика.
Толкатели совершают возвратнопоступательное движение в шести корпусах,
расположенных над кулачковыми секциями распределительного вала. Корпус
25 толкателей отлит из чугуна и прикреплен шестью шпильками к правому
наклонному листу блока в отсеке распределительного вала. В корпусе
расточены три гнезда диаметром 65 мм. В крайних гнездах устанавливают
толкатели привода клапанов, а в среднем гнезде — толкатель топливного
насоса. В нижней части крайних гнезд сделаны пазы под ролики для
предотвращения поворота толкателей. С этой же целью в средней части
корпуса прикреплен угольник 4 (см. рис. 44), входящий в паз толкателя
топливного насоса.
В среднем гнезде (см. рис. 32) проточена кольцевая канавка г,
соединенная сверлениями ж диаметром 6 мм с крайними гнездами. На
смазывание толкателей масло поступает от верхнего масляного коллектора
(см. рис. 62) по трубке 27 (см. рис. 32), соединенной штуцером 26 с
центральным отверстием и в корпусе 25 толкателей, совпадающим с
кольцевой канавкой г в среднем гнезде. Из канавки г по осевым сверлениям
ж масло поступает к толкателям 2. Канавки г и пазы а обеспечивают
смазывание цилиндрической поверхности толкателя и подвод масла к пальцу
23.
Штанга 36 толкателя представляет собой тонкостенную стальную трубку
диаметром 34 мм, к которой приварены два наконечника. Нижний наконечник
37 своей шаровой головкой опирается на сферическую выемку
толкателя, а верхний наконечник 31 с вогнутой
шаровой поверхностью служит опорой для болта-толкателя 16, ввернутого в
коромысло. Штанга расположена внутри защитного кожуха, состоящего из
двух тонкостенных трубок. Верхняя трубка 32 закреплена в приливе
цилиндровой крышки, а нижняя трубка 35 с помощью приварного фланца
прикреплена двумя болтами к верхнему листу отсека распределительного
вала. Обе части кожуха соединены резиновой втулкой 34, концы которой
стянуты хомутами 33, изготовленными из стальной ленты.
Коромысло 13 отштамповано из высококачественной стали в виде дву-
плечего рычага. Для увеличения прочности оба плеча коромысла имеют
двутавровую форму. В центре коромысла расточено отверстие диаметром 60
мм, в которое запрессована стальная втулка 19 с бронзовым покрытием,
служащая подшипником для оси. На наружной поверхности втулки проточена
кольцевая канавка г шириной 12 мм и глубиной 2,5 мм, соединенная пятью
радиальными отверстиями д с внутренней поверхностью втулки, покрытой
бронзой. Четыре отверстия д диаметром 3 мм имеют холодильники т,
улучшающие смазывание подшипника, а пятое отверстие диаметром 4 мм
совпадает с каналом с диа-метром 4,5 мм, просверленным в плече
коромысла, которое заканчивается вилкой. В отверстия вилки вставлен
палец 12 с надетым на него ударником 11, имеющим квадратную форму. При
сборке ударник устанавливают гладкой боковой поверхностью в сторону
траверсы 22, а боковой поверхностью с цилиндрической выемкой м — в
сторону сопла 24, запрессованного в канал с. Ударник имеет четыре
отверстия н диаметром 3 мм, соединяющие его боковые грани с кольцевой
канавкой г на наружной поверхности пальца 12. Палец выполнен пустотелым
и фиксируется от смещения двумя стопорными кольцами, установленными в
канавках о, проточенных по его концам.
Рис. 32. Привод клапанов:
1 — ролик; 2 - толкатель; 3, 26 — штуцера; 4, 19 — втулки; 5, 27 --
маслоподводящие трубки; 6 — крышка цилиндра; 7 стойка; 8, 21 — стопорные
кольца; 9 шайба; 10 - ось; 11 — ударник; 12, 23 — пальцы; 13 —
коромысло; 14 заглушка; 15 — гайка; 16 — болт-толкатель; 17 — боек; 18 —
пята; 20 — болт; 22 — траверса; 24 - сопло; 25 — корпус толкателей; 28 —
пробка; 29 — пружина; 30 — направляющий палец; 31, 37 — верхний и нижний
наконечники; 32, 35 — верхняя и нижняя трубки кожуха; 33 — хомут; 34 —
резиновая втулка; 36 — штанга толкателя; а — вертикальный паз; б, д, е,
и, н, р — отверстия; в — косое сверление; г, з, о — кольцевые канавки; ж
- осевое сверление; к — наклонный канал; л — лыска; м — цилиндрическая
выемка; л, с — каналы;
т — холодильник
На конце второго плеча коромысла имеется отверстие
с резьбой М22 под болт-толкатель 16, положение которого фиксируется
гайкой 15. Своей шаровой головкой болт-толкатель опирается на штангу. В
плече просверлен канал п диаметром 4,5 мм, с которым соединено
вертикальное отверстие р диаметром 2 мм.
Оба коромысла качаются на оси 10, запрессованной в отверстие стойки 7.
Ось изготовлена из высококачественной стали в виде толстостенной втулки,
имеющей наружный диаметр 52 мм, а внутренний — 24 мм. Полость оси
закрыта заглушками 14, запрессованными в торцовые расточки диаметром 30
мм. В средней части оси сделана наружная проточка шириной 30 мм,
соединенная радиальным отверстием д диаметром 6 мм с полостью оси. На
расстоянии 36,5 мм от торцов оси просверлены по два радиальных отверстия
е диаметром 4 мм, заканчивающихся лысками л глубиной 3 мм.
Коромысла фиксируются от смещения стопорными кольцами 8, установленными
в канавках г, проточенных около торцов оси. Регулировка зазоров между
коромыслами и стойкой обеспечивается постановкой стальных шайб 9. Левое
коромысло управляет открытием впускных клапанов, а правое — выпускных.
За счет формы коромысел расстояние между
ударниками меньше, чем расстояние между болтами-толкателями, поэтому
левое и правое коромысла невзаимозаменяемы.
Стойка 7 отлита из стали и имеет в верхней части расточку под ось 10, а
в нижней части — фланец для крепления к крышке цилиндра. Во фланце
просверлены четыре отверстия диаметром 23 мм под шпильки и два отверстия
диаметром 10 мм — под штифты. Между стойкой и крышкой цилиндра ставят
прокладку из маслостойкой бумаги. В стойке просверлен наклонный канал к
диаметром 7 мм.
Траверса 22 передает усилие от коромысла на два клапана. Она
отштампована из высококачественной стали и имеет Т-образную форму. В
центральное отверстие траверсы запрессована бронзовая втулка, которая
дополнительно фиксируется двумя штифтами. В нижней части траверсы
профрезерован паз, предотвращающий поворот ее на направляющем пальце.
Сверху в цилиндрическую расточку траверсы вставляют сменную стальную
пяту 18. Вертикальные и горизонтальные канавки в расточке соединяют
кольцевую канавку вокруг пяты с внутренней поверхностью бронзовой
втулки.
В плечах траверсы сделаны отверстия с резьбой М24 под бойки 17. Концы
плеч разрезаны и стянуты болтами
20 (М10), фиксирующими положение бойков после регулировки температурного
зазора в приводе клапанов.
Направляющий палец 30 обеспечивает возвратно-поступательное движение
траверсы 22, для чего на его цилиндрической поверхности сделаны два
плоских среза. Своим нижним цилиндрическим выступом палец входит в
гнездо цилиндровой крышки и прикреплен к ней при помощи фланца двумя
шпильками М10. Между пальцем и траверсой установлена возвращающая
пружина 29.