Верхний и нижний шатуны одинаковы по конструкции, но не взаимозаменяемы.
Они отличаются различной длиной стержня (нижний шатун имеет большую
длину) и установкой шатунных болтов: в верхнем шатуне головка болта
опирается на нижнюю головку шатуна, а в нижнем шатуне — на крыш-ку
шатуна. Шатун 1 (рис. 24) стальной, штампованный, стержень его имеет
двутавровое сечение. Для подвода масла от шатунной шейки коленчатого
вала к поршню в шатуне просверлены каналы: два косых в нижней головке и
один прямой в стержне, идущий от верхней головки до пересечения с косыми
каналами в нижней головке.
В верхнюю головку запрессована втулка 2, состоящая из двух частей:
внешней — стальной и внутренней — бронзовой. В нижней головке
установлены (с натягом) вкладыши 3 к 4, изготовленные из бронзы с
баббитовой заливкой. Вкладыши в шатуне и крышке шатуна не
взаимозаменяемы, и перестановка их местами не допускается.
Вкладыш 3, установленный в шатуне, имеет две серповидные канавки; в
конце каждой канавки есть косое отверстие, совпадающее с косым каналом в
головке шатуна. Вкладыш
4, расположенный в крышке, имеет непрерывную кольцевую канавку и одно
отверстие в центральной части вкладыша. Вкладыши фиксированы в нижней
головке шатуна штифтом 8, один конец которого запрессован в отверстие
крышки шатуна, а другой заходит в центральное отверстие вкладыша 4.
Крышка шатуна 5 крепится к шатуну двумя шатунными болтами 7 с гайками 6,
фиксируемыми шплинтами.