Карданные валы тепловозов ТГМ3А, ТГМ3Б

  Главная      Учебники - Тепловозы     Устройство тепловозов ТГМ3А и ТГМ3Б (Хрычиков А.М.) - 1971 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..

 

 

 

Карданные валы тепловозов ТГМ3А, ТГМ3Б

 

 

 Служат для передачи, крутящего момента от выходных фланцев раздаточного вала гидропередачи к осевым редукторам. В то же время они являются как бы гибкой связью, обеспечивающей в процессе движения тепловоза возможность колебания надрессорного строения, поворот тележек при вписывании тепловоза в кривую и подпрыгивание колесной пары с осевым редуктором на стыках рельсов.

На рис. 115 изображен тележечный карданный вал, присоединяемый к фланцам среднего и крайнего осевых редукторов.

Раздаточный и тележечный карданные валы взаимозаменяемы по присоединительным размерам и деталям (крестовины, фланцы, подшипники и др.), за исключением вилки шлицевой 5 (рис. 115). У раздаточного карданного вала она состоит из шлицевого хвостовика, вилки и трубы, соединяющей эти детали

при помощи сварки. Применяя при изготовлении раздаточного карданного вала разные трубы, получают кардан необходимой длины.

 

 

 

Рис. 115. Тележечный карданный вал:
1 — фланец; 2, 4 — болты призонные; 3, 19, 20 — крышки; 5 — вилка шлицевая; 5 —винт; 7 —груз ба лаисировочный; в — кольцо; 9, 18— кольцо уплотнительное, 10 — гайка, 11 — вилка скользящая; 12 — масленка; 13—заглушка; 14 — тройник; 15 — корпус уплотнения; 16 — сапун; 17 — крестовина 24,— подшипник игольчатый; 22 —болт

 

 

 

 



Карданный вал включает в себя два шарнира, каждый из которых образован из фланца 1, вилки шлицевой 5, вилки скользящей 11, крышек 3 и 19, крестовины 17, подшипников в сборе 21. Треугольные шлицы в местах соприкосновения крышек с фланцами и вилками, а также призонные болты 2 и 4 обеспечивают надежное фиксирование крышек относительно фланцев и вилок и дают возможность воспринятия крышками радиальных и осевых усилий наравне с фланцами и вилками. Игольчатые подшипники применены без внутренних обойм, функции которых выполняют цапфы крестовины.

Смазка в рабочее пространство подшипника запрессовывается через одну из двух масленок тройника 14. Тройник для предупреждения отворачивания в процессе эксплуатации устанавливается на конической резьбе с применением белил по ГОСТ 482—41. От вытекания смазки из подшипников предохраняют, с одной стороны, кольца уплотнительные 18, установленные в корпусах 15, и, с другой стороны, крышки 20, выполняющие совместно с крышками 19 роль упорного элемента от осевого смещения крестовины 17. Сапун 16 служит для выпуска воздуха при запрессовке смазки.

Вилки шлицевая и скользящая соединены между собой при помощи эвольвентных шлицев с центрированием по наружному диаметру. Полость смазки шлицев образована за счет установки заглушки 13 и гайки 10 с уплотнительным кольцом 9 из войлока. Для обеспечения поджатия по мере износа по обеим сторонам уплотнительного кольца установлены разрезные кольца 8. Гайка 10 с уплотнением одновременно предохраняет от выпадания вилки шлицевой при транспортировке карданного вала и установке его на тепловоз. Смазка в шлицевое соединение запрессовывается через одну из двух диаметрально расположенных масленок 12 и поступает ко всем шлицам через кольцевой канал в вилке скользящей. Отверстие в заглушке 13 служит для выпуска воздуха в процессе запрессовки смазки.

Все масленки крестовин и вилки шлицевой расположены в одной плоскости так, что каждая точка смазки имеет две масленки, расположенные на противоположных сторонах карданного вала. Такое расположение масленок обеспечивает возможность смазки карданных валов сразу после остановки тепловоза, без дополнительных его перемещений.

Вилки и фланцы в сборе с крышками 3 балансируются статически с точностью 75 Гсм. Карданный вал в сборе подвергается динамической балансировке. Статическая балансировка обеспечивается за счет снятия металла в не-нагруженных элементах деталей карданного вала; динамическая балансировка — за счет установки двух пар балансировочных грузов 7 с каждой стороны карданного вала в пазах типа ласточкина хвоста. Раздвигая и сдвигая балансировочные грузы в пазах, добиваются устранения дисбаланса с точностью до 75 Геи. Окончательно установленные балансировочные грузы фиксируются винтами 6 и кернятся, как показано на рис. 115. Крепятся карданные валы к фланцам редукторов и гидропередачи болтами 22 (по 8 шт. с каждой стороны).

Недостатком применяемых в карданных валах бессепараторных игольчатых подшипников является бринелирование (вмятины) цапф крестовин, возникающее в результате перекоса игл из-за отсутствия сепаратора. С 1966 г. на 30 машинах проходят эксплуатационную проверку двухрядные сепараторные игольчатые подшипники. Такие подшипники исключают перекос игл, что значительно увеличивает долговечность как самого подшипника, так и сопрягаемых с ним крестовин.

При сборке и разборке карданных валов необходимо обращать внимание на следующее. При затяжке болтов 2 и 4 крышек подшипников следует строго соблюдать величину прикладываемого момента, который должен быть равен 19—20 кГм. При больших или меньших значениях момента затяжки возникает опасность обрыва болтов в процессе работы и, кроме того, могут измениться размеры посадочного отверстия под подшипник. Устанавливая шлицевую

вилку в скользящую вилку, следят за тем, чтобы стрелки, выбитые на них, находились на одной линии. При установке крышек 3 следят за совпадением клеймений на них с клеймениями фланцев и вилок. В случае замены изношенных деталей или их переустановке при ремонте карданный вал в сборе подвергают динамической балансировке. При сборке и установке карданных валов необходимо тщательно законтрогаить все крепления
Разбирают кардан в таком порядке Снимают крышки 19 фланцев 1, болты 4 и крышки 3. После этого снимают фланцы 1 и подшипники этих фланцев, затем крышки 19 вилок скользящей 11 и шлицевой 5, болты 2, крышки 3 и крестовины 17 с подшипниками. Для разъединения вилок необходимо отвернуть гайку 10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..