Назначение и общие требования. Трансмиссия тепловоза обеспечивает
передачу и трансформацию крутящего момента от дизеля к колесным парам
тепловоза.
Узлы трансмиссии работают в тяжелых условиях. Например,
упругокомпенсационная муфта, подвергаясь действию динамических нагрузок,
должна работать при окружающей температуре свыше 60° С. Осевые редукторы
и частично карданные валы, относящиеся к неподрессорным массам,
подвергаются ударным нагрузкам при прохождении колесными парами стыков
рельсов и неровностей пути. Еще большие динамические нагрузки в
элементах осевых редукторов и карданных валов возникают вследствие
фрикционных автоколебаний в трансмиссии при боксовании. Замерено
трехкратное превышение крутящего момента по сравнению с расчетным при
трогании тепловоза с места. Динамические нагрузки дополнительно
возникают в результате
колебания надрессорного строения, от влияния тележек и наличия разницы
углов излома в раздаточных карданах. Карданные валы и осевые редукторы
работают при окружающей температуре от —50 до +40° С, подвергаясь
систематическому воздействию пыли и влаги.
При столь сложных и тяжелых условиях работы особо важно изучение
устройства и соблюдение правил технического обслуживания узлов
трансмиссии тепловоза.
Крутящий момент от дизеля 1 (рис. 112) к гидропередаче 3, обеспечивающей
трансформацию момента, передается упруго-компенсационной муфтой 2. От
гидропередачи к колесным парам тепловоза трансформированный крутящий
момент передается двумя раздаточными карданными валами 4 к средним
осевым редукторам 5 в сборе с колесными парами 8, дальше от которых
теле-жечными карданными валами 6 к крайним осевым редукторам 7 в сборе с
колесными парами.
Унифицированная гидропередача (УГП) производства Калужского завода имеет
габаритные и установочные размеры, отличающиеся от ранее устанавливаемой
гидропередачи производства Людиновского завода. Поэтому
упругокомпенсационная муфта и раздаточные карданные валы в зависимости
от типа гидропередачи бывают различной длины.
При установке раздаточных карданных валов их шарнирные головки,
присоединяемые к выходному валу гидропередачи, разворачиваются
относительно друг друга на 90°. Это значительно уменьшает воздействие на
гидропередачу динамической составляющей крутящего момента, возникающей
при прохождении тепловозом кривых участков пути из-за значительной
разницы узлов излома в шарнирах раздаточного карданного вала.