Вентилятор и его привод - тепловозы ТГМ3А, ТГМ3Б

  Главная      Учебники - Тепловозы     Устройство тепловозов ТГМ3А и ТГМ3Б (Хрычиков А.М.) - 1971 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109 ..

 

 

 

Вентилятор и его привод - тепловозы ТГМ3А, ТГМ3Б - часть 1

 

 

 На тепловозе ТГМЗ применен электрический привод вентилятора. Выбор, данного типа привода обусловлен главным образом соображениями компоновки тепловоза (вследствие отсутствия у дизеля М753 вала для дополнительного отбора мощности). Этот привод (электродвигатель П-72 и двухмашинный агрегат) за время работы тепловозов показал ряд положительных качеств, из которых главные: большая надежность, значительный моторесурс, автоматическое управление работой и простота обслуживания.

Привод устанавливается в каркасе на опору под электродвигатель и крепится к ней болтами. Состоит он (рис. 106) из электродвигателя 5, опоры 4, подпятника 3 и пластинчатой муфты (рис. 108). Вентиляторное колесо 2 расположено внутри цилиндра диффузора, оно надевается на конический вал подпятника 3 и удерживается от углового смещения шпонкой, а от осевого — шайбой и корончатой гайкой со штифтом. Подпятник 3 устанавливается на верхнем листе опоры 4. К нижнему листу опоры на болтах подвешивается электродвигатель 5.

Пластинчатая муфта соединяет между собой валы электродвигателя и подпятника. Установка вентиляторного колеса производится таким образов, чтобы зазор между торцами его лопастей и диффузором каркаса был в пределах 2,5—6 мм. При большем зазоре увеличиваются потери напора, создаваемого вентилятором, при меньшем возникает опасность касания при работе лопастями вентилятора стенки диффузора. После обеспечения указанного зазора положение опоры 4 на опоре под электродвигатель фиксируется контрольными штифтами.

 

 

 

 

Рис. 106. Установка вентиляторного колеса и его привода:
1 — коллектор верхний правый; 2 — вентиляторное колесо; 3— подпятник; 4—опора подпятника ; 5 — электродвигатель; 6—передняя
стенка каркаса; 7—маслоохладитель; 5 —коллектор нижний правый

 

 

 

Из-за отсутствия специального электродвигателя для вращения вентилятора, а также устранения воздействия осевых и радиальных нагрузок, возникающих при его работе, на подшипники вала якоря электродвигателя применяется подпятник (рис. 107). Он крепится к опоре четырьмя болтами. Для того чтобы после ремонта не производить новую центровку, положение подпятника на опоре фиксируется двумя штифтами. В целях унификации на тепловозе ТГМЗ применен подпятник тепловоза ТЭЗ.

Для компенсации возможной при сборке несоосности, а также для смягчения резких толчков при включении вентилятора между электродвигателем и подпятником установлена пластинчатая муфта (рис. 108). Основным элементом этой муфты является набор стальных дисков толщиной 0,5 мм, способных деформироваться в процессе работы. Благодаря этой способности допускается относительный угловой поворот ее ведущего и ведомого фланцев при включении вентилятора или при изменении позиций контроллера при включенном вентиляторе, когда нагрузка на вал электродвигателя резко изменяется.

Диски 4 изготовляются из листовой легированной конструкционной стали ЗОХГСА, фланцы 1 и 5—-из стали 40 и термообрабатываются до твердости НВ = 302 --- 255. Каждый фланец имеет по три лапы, взаимно расположенные под углом 120°. Нижний фланец 1 крепится на валу электродвигателя по напряженной посадке и удерживается от углового смещения шпонкой. Верхний фланец 5 устанавливается на валу подпятника на шести шлицах и крепится корончатой гайкой и шплинтом.

Упругие свойства рассматриваемой муфты в значительной мере компенсируют и устраняют вредное влияние несовпадения осей соединяемых валов. Однако неправильным было бы считать, что применение компенсирующей

муфты освобождает от необходимости тщательной сборки. Отклонение от соосности во всех случаях приводит к дополнительным нагрузкам и более быстрому выходу из строя отдельных деталей соединяемых агрегатов. Поэтому при сборке привода вентилятора допускается радиальное смещение осей валов электродвигателя и подпятника не более 0,1 мм и перекос не более 0,4 мм на радиусе 200 мм. Количество дисков в муфте может колебаться от 20 до 24.

Устанавливаемый на тепловозе ТГМЗ вентилятор УК-2М разработан в ЦАГИ. Буква У в
обозначении серии вентилятора характеризует форму его лопасти, т. е. «упрощенная» с отношением ширины лопасти к ее длине, равным 0,5, К-2М характеризует закрутку лопасти, как постоянную по всей длине. Данный вентилятор правый, так как при вращении по часовой стрелке дает поток воздуха на наблюдателя; левого вращения, так как вращается против часовой стрелки, если смотреть со стороны привода.

На тепловозах по № 1659 включительно устанавливался 8-ми лопастной вентилятор серии УК-2, лопасти которого были закручены только на 75% длины. Применение вентилятора серии УК-2М обусловлено его большей экономичностью и простотой конструкции.

 

 

 

 

Рис. 107. Подпятник вентилятора:
1— шпонка; 2— вал; 3 — кольцо войлочное; 4 — крышка верхняя; 5 — прокладка; 6 — шарикоподшипник 314; 7 — втулка, 8 — корпус; 9 — крышка; 10— самоподжимной сальник, 11— гайка круглая; 12 — шайба стопорная; 13 — шарикоподшипник 312

 

 

 

 

 

Рис. 108. Пластинчатая муфта:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109 ..