Упруго-компенсационная муфта тепловозов ТГМ3А, ТГМ3Б

  Главная      Учебники - Тепловозы     Устройство тепловозов ТГМ3А и ТГМ3Б (Хрычиков А.М.) - 1971 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..

 

 

Упруго-компенсационная муфта тепловозов ТГМ3А, ТГМ3Б

 

 

 Упруго-компенсационная муфта соединяет фланец отбора мощности дизеля с входным фланцем приводного вала гидропередачи.

Дизель является источником крутильных колебаний, в результате которых при некоторых оборотах вала дизеля резко возрастают нагрузки в вало-проводе силовой установки. Жесткость муфты подобрана такой, что зона колебаний, соответствующая максимальным дополнительным нагрузкам, лежит вне области рабочих оборотов дизеля.

На первых машинах для передачи крутящего момента от дизеля к гидропередаче устанавливались карданные валы. Несмотря на большую прочность по сравнению с муфтой, наблюдался массовый выход из строя карданных валов из-за несоответствия требуемой и действительной жесткости. После замены кардана муфтой узел работает надежно. Значительно упростилось его обслуживание за счет отсутствия смазываемых элементов.

Назначение муфты не ограничивается передачей крутящего момента. Благодаря большей длине внутреннего ведомого барабана по сравнению с упруги-ми пальцами 4 (рис. 113) и свободному его перемещению имеется возможность компенсировать неточности установки дизеля и гидропередачи по расстоянию между их фланцами. Кроме того, упругие пальцы муфты позволяют компенсировать несовпадение и перекос осей валов дизеля и гидропередачи.

В процессе эксплуатации центровка дизеля и гидропередачи нарушается, поэтому при изготовлении тепловоза непараллельность фланцев дизеля и гидропередачи должна быть 0,15 мм на диаметре 225 мм (в эксплуатации — 0,3 мм); несоосность осей фланцев при изготовлении 0,3 мм (в эксплуатации 0,5 мм). Работа муфты с расцентровкой выше указанных норм ведет к выходу упругих пальцев из строя в результате их износа.

Устроена муфта следующим образом. В наружных барабанах, ведущем И и ведомом 2, размещены внутренние барабаны —ведущий 12 и ведомый 8, жестко соединенные между собой трубой 9. Связь между наружными и внутренними барабанами осуществляется через упругие пальцы 4 — по 24 шт. с каждой стороны муфты. Твердость пальцев по твердомеру ТМ2 должна быть в пределах 70—85.

Упругие пальцы размещены в совместных сверлениях наружных и внутренних барабанов. Пальцы ведущих барабанов и ведущий внутренний барабан от осевого смещения фиксируются с одной стороны кольцом 13, приваренным к ведущему наружному барабану, и двумя полукольцами 10 с другой стороны. С целью уменьшения износа торцы ведущего внутреннего барабана калятся т. в. ч. до твердости HRC ^ 37, а полукольца 10 и кольцо 13 сульфидируются на глубину не менее 0,2 мм. Пальцы ведомых барабанов фиксируются кольцом 7 и шестью ограничителями 3, приваренными к наружному ведомому барабану.

Внутренние барабаны в сборе с трубой динамически балансируется с точностью 75 Гсм за счет приварки балансировочных грузов 5. Наружные барабаны балансируются статически с точностью 75 Гея. Дисбаланс в этом случае устраняют сверлением отверстий на торцах барабанов. Чтобы не допустить

дисбаланса муфты в сборе, рекомендуется пальцы для каждой пары барабанов подбирать с отклонением по диаметру в пределах 0,3 мм.

Муфту снимают в таком порядке.

Предварительно подвешивают муфту через открытый люк в кузове тепловоза. Затем через окна 6 во внутренних барабанах снимают болты 1 и 14 крепления муфту к фланцам дизеля и гидропередачи. При снятии и установке болтов рекомендуется пользоваться приспособлением, показанным на рис. 114.

Разборка муфты весьма проста и сводится к снятию колец 7 (см. рис. и полуколец 10, после чего наружные барабаны снимают с внутренних.

При сборке муфты необходимо следить за совпадением рисок на торцах 113) наружных и внутренних барабанов, а также на фланце дизеля и ведущем наружном барабане. Невыполнение этих требований приводит в первом случае к разбалансировке муфты и несовпадению совместно обработанных полуотверстий в барабанах под упругие пальцы, во втором — к несовпадению совместно обработанных отверстий под болты 1 и 14.

В процессе работы упругие пальцы подвергаются износу. Смена пальцев в этом случае может производиться без снятия муфты с тепловоза. Для этого снимают кольцо 7 и полукольца 10. Выемку пальцев рекомендуется производить штопором.

 

 

 

Рис. 113.. Упруго-компенсационная муфта:
1, 14 — болты; 2— барабан наружный ведомый; 3— ограничитель, 4 — упругий палец; 5 — груз балансировочный; 6 —окна для выемки болтов; 7—кольцо; 8 — барабан внутренний ведомый; 9—труба соединительная; 10 — полукольцо; 11 — барабан наружный ведущий; 12—барабан внутренний ведущий; 13 — кольцо

 

 

 

 

 

Рис. 114. Схема выемки болтов:
1 — муфта, 2— ключ, 3 — рукоятка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..