Управление работой охлаждающего устройства
тепловозов ТГМ3А, ТГМ3Б
На тепловозе ТГМЗ применено автоматическое
регулирование температуры воды и масла дизеля, что обеспечивает
минимально необходимый расход мощности на привод вентилятора и избавляет
машиниста от постоянного контроля за тепловым режимом дизельной
установки. Осуществляется автоматическое регулирование при помощи двух
термореле ТПД-4П, датчики которых установлены в трубопроводы водяной и
масляной системы дизеля. В зависимости от температуры жидкости 0 этих
системах термореле управляют работой жалюзи и вентилятора, замыкая
контакты в электрической цепи электропневматических вентилей их приводов
в следующем порядке.
При достижении водой или маслом температуры 75° С замыкается второй
контакт реле этого контура и открываются верхние и соответствующие
боковые жалюзи.
При повышении температуры воды или масла до 85° С срабатывает третий
контакт термореле и включается вентилятор, а на пульте управления
тепловоза загорается зеленая сигнальная лампочка «Вентилятор
холодильника». При работе вентилятора происходит интенсивное охлаждение
воды и масла, однако при температуре наружного воздуха, близкой к
расчетной + 40° С, и максимальной нагрузке на дизель температуры воды и
масла могут повышаться и дальше, особенно при загрязненных охлаждающих
секциях. В случае превышения максимально допустимой температуры
жидкости, равной 95°С, включается четвертый предел термореле и
загорается желтая лампочка «Превышение температуры».
Дальнейшая работа тепловоза запрещается, и для снижения температуры
необходимо снизить нагрузку дизеля при помощи контроллера или полностью
отключить передачу.
При сочетании условий, когда температура жидкости начинает снижаться и
достигает 75° С, при срабатывании второго предела термореле той
жидкости, которая позже охладилась до этой температуры, выключается
вентилятор.
При 70° С размыкаются контакты первого предела термореле и закрываются
соответствующие боковые жалюзи. Верхние жалюзи закрываются вместе с
боковыми жалюзи, закрывающимися последними.
При отказе системы автоматики она отключается универсальным
переключателем, а управлять жалюзи и вентилятором можно вручную,
включением соответствующих кнопок на пульте управления.
С 1970 г. на тепловозы ТГМЗ устанавливают более надежное термореле
ТР-4пр.