Осевые редукторы тепловозов ТГМ3А, ТГМ3Б -
часть 1
Осевые редукторы предназначены для передачи
крутящего момента от карданных валов к колесным парам, обеспечивая при
этом понижение числа оборотов.
Редукторы двухступенчатые, имеют общее передаточное число 4,25. Первая
ступень с передаточным числом 1 состоит из двух конических колес с
круговым зубом, вторая ступень с передаточным числом 4,25 — из двух
цилиндрических прямозубых колес.
На тепловозе применены два типа редукторов —средний (рис. 116) и
крайний. Средний осевой редуктор имеет сквозной входной вал 14 для
обеспечения передачи крутящего момента к крайнему осевому редуктору В
крайнем осевом редукторе один конец входного вала заглушен колпаком. Все
детали крайнего и среднего редукторов взаимозаменяемы, и в случае
необходимости средний осевой редуктор может быть передан на крайний и
наоборот Для этого необходимо поменять местами фланец 8 с крышкой 11
среднего осевого редуктора на колпак и втулку крайнего- осевого
редуктора.
Редуктор состоит из корпуса и двух валов —входного 14 и промежуточного
26 в сборе с коническими шестернями и подшипниками Опирается редуктор на
колесную пару через два цилиндрических роликоподшипника, шариковый
подшипник на колесной паре фиксирует редуктор в осевом направлении
Нижний 1 и верхний 2 стальные литые корпуса (картеры) имеют разъем под
углом 30° к горизонтальной плоскости Правильная установка корпусов
относительно друг друга обеспечивается четырьмя конусными шпильками 37 с
конусностью 1 : 200 К верхнему картеру приварен литой стальной корпус
амортизатора 9 для присоединения двух, рядом расположенных реактивных
тяг, удерживающих редуктор от проворачивания на оси колесной пары 35
Входной и промежуточные валы в сборе расположены в перпендикулярно
расточенных отверстиях верхнего картера Фланцы 8 и 20, а также ведущая
13 и ведомая 31 конические шестерни с круговым зубом посажены на валах с
прямоугольными шлицами Рабочие поверхности зубьев конических шестерен с
машины № 1880 цементируются на глубину 1,7—2,2 мм (раньше глубина
цементационного слоя составляла 1,3—1,6 мм) Все детали входного и
промежуточного валов от осевого смещения фиксируются пробками 6 Для
стопоре-ния пробок применены торсионы 7 и 27. Каждый из торсионов
пропущен через сквозное отверстие в валу и шестигранными концами входит
в пробки При работе редуктора каждая из двух пробок одного вала,
стремясь отвернуться, завертывает вторую, чем предотвращается ослабление
крепления. Крышки 5 в пробках, удерживаемые стопорными кольцами 4,
предотвращают осевое смещение стержней. С машины № 2200 резьбовая часть
пробок удлинена с 30 до 47 мм, что должно повысить работоспособность
этого соединения.
В валах входном и промежуточном для воспринятия радиальных сил применены
цилиндрические роликоподшипники 12 (№ 92230) и 16 (№ 2228), а для
воспринятия осевых сил —шариковые подшипники 18 (7Н228).
Боковой зазор между зубьями конических шестерен в пределах 0,2— 0,4 мм
регулируется подшлифовкой колец 17 или постановкой дополнительных
прокладок (браковочная величина 2 мм) При замере бокового зазора
шестерни должны быть разжаты в сторону большего модуля Боковой зазор
в цилиндрической паре при изготовлении установлен в
пределах 0,6—1,1 мм.
Натяг Е (в пределах 0—0,15 мм) по торцам
подшипников обеспечивается подбором металлических прокладок различной
толщины. Зазор Ж (в пределах 0,75—1 мм) устанавливается так Винт 30
завертывается до упора и затем отворачивается на пол-оборота, после чего
раскернивается,
Для смазки роликового 16 и шарикового 18 подшипников промежуточного вала
применена консистентная смазка, заполняющая полость 22. Смазка
конических шестерен и подшипников входного и промежуточного валов, за
исключением подшипников 16 и 18, обеспечивается разбрызгиванием масла
коническими шестернями в полости верхнего картера. Цилиндрические
шестерни и подшипники оси смазываются за счет разбрызгивания
цилиндрическими шестернями масла в полости нижнего картера.
Конические шестерни смазывают через сапун 32, цилиндрические — через
пробку 3. При заправке полости цилиндрических шестерен масло заполняет
вначале карман, ограниченный порожком 3, а затем, переливаясь через
него, заполняет полость нижнего картера. Для контроля уровня масла в
верхнем и нижнем картерах с машины № 1816 устанавливают щупы 33 вместо
ранее применяемых пробок. Каждая полость для слива масла оборудована
пробками 34, устанавливаемыми в нижней точке.
На первых тепловозах редукторы были оборудованы манжетными уплотнениями
с пружинами. Такие уплотнения не обеспечили надежную работу редуктора, и
поэтому сейчас устанавливаются неизнашиваемые лабиринтные уплотнения,
которые состоят из ряда впадин в крышках 11 и 19 и такого же количества
выступов в кольцах лабиринтов 10, входящих во впадины крышек.
Аналогичные уплотнения установлены на оси колесной пары.
Перетекание смазки из верхнего картера в нижний в процессе работы
предупреждает уплотнение, образованное стаканом подшипника 12
промежуточного вала и кольцом 28. С этой же целью установлено резиновое
кольцо 29. Утечка смазки из полости 22 в нижний картер предупреждается
аналогичным уплотнением. При работе редуктора возможно и допускается
попадание некоторого количества смазки за счет разбрызгивания из нижнего
картера в полость 22. Для исключения утечки смазки через шлицы
установлены резиновые кольца 24 с прямоугольными шлицами по внутреннему
диаметру.
Состояние зубчатого зацепления в редукторах можно проверить без их
выкатки из-под тепловоза. Для осмотра конической пары служит крышка, на
которой установлен сапун 32, а для осмотра цилиндрической пары —лючек с
крышкой 38. Осмотр конической пары и замер бокового зазора на выкаченных
редукторах производится через лючек с крышкой 15
Перед разборкой осевой редуктор выкатывают вместе с колесной парой,
затем разбирают по разъему, предварительно слив масло Снятый верхний
картер в сборе с входным и промежуточным валами устанавливают на
кантователь так, чтобы ось промежуточного вала была расположена
вертикально.
Отвернув болты, крепящие промежуточный вал в сборе к корпусу редуктора,
вынимают его. Из пазов пробок 6 входного вала 14 вынимают кольца
стопорные 4, затем крышки 5 и торсион 7. Отвернув пробку 6, снимают
фланец 8 и крышку 11. После поворота редуктора кантователем фланцем 20
вверх снимают вал входной, предварительно отвернув болты крепления
крышки 19.
У вынутого вала отворачивают пробку 6, снимают шестерню 13 с подшипником
12, фланец 20 и крышку 19, после чего спрессовывают подшипники,
предварительно сместив стакан в сторону конической шестерни 13.
При сборке редуктора обеспечивают строгое соблюдение следующих правил.
Боковой зазор в конической паре замеряют свинцовой проволокой диаметром
2 мм, предварительно проверив установку натяга Е в пределах 0— 0,15 мм.
Пробки 6 завертывают моментом 160 кГм. При установке конических шпилек
37 вначале затягивают шпильку гайкой со стороны меньшего конуса, контрят
ее второй гайкой, а затем уже завертывают гайку со стороны большего
конуса. После сборки тщательно контрят все крепления.
В процессе сборки и разборки следует учитывать, что
диаметральный натяг по сопрягаемым поверхностям А, Г и Д выполняется при
изготовлении в пределах 0,004—0,055 мм. По сопрягаемым поверхностям Б и
В детали устанавливаются с зазором в пределах 0—0,119 мм для
поверхностей Б и 0— 0,075 мм для поверхностей В.
Рис. 117. Осевой редуктор с применением конусных
соединений: