Осевые редукторы  тепловозов ТГМ3А, ТГМ3Б

  Главная      Учебники - Тепловозы     Устройство тепловозов ТГМ3А и ТГМ3Б (Хрычиков А.М.) - 1971 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109 ..

 

 

 

Осевые редукторы  тепловозов ТГМ3А, ТГМ3Б - часть 1

 

 

Осевые редукторы предназначены для передачи крутящего момента от карданных валов к колесным парам, обеспечивая при этом понижение числа оборотов.

Редукторы двухступенчатые, имеют общее передаточное число 4,25. Первая ступень с передаточным числом 1 состоит из двух конических колес с круговым зубом, вторая ступень с передаточным числом 4,25 — из двух цилиндрических прямозубых колес.

На тепловозе применены два типа редукторов —средний (рис. 116) и крайний. Средний осевой редуктор имеет сквозной входной вал 14 для обеспечения передачи крутящего момента к крайнему осевому редуктору В крайнем осевом редукторе один конец входного вала заглушен колпаком. Все детали крайнего и среднего редукторов взаимозаменяемы, и в случае необходимости средний осевой редуктор может быть передан на крайний и наоборот Для этого необходимо поменять местами фланец 8 с крышкой 11 среднего осевого редуктора на колпак и втулку крайнего- осевого редуктора.

Редуктор состоит из корпуса и двух валов —входного 14 и промежуточного 26 в сборе с коническими шестернями и подшипниками Опирается редуктор на колесную пару через два цилиндрических роликоподшипника, шариковый подшипник на колесной паре фиксирует редуктор в осевом направлении

Нижний 1 и верхний 2 стальные литые корпуса (картеры) имеют разъем под углом 30° к горизонтальной плоскости Правильная установка корпусов относительно друг друга обеспечивается четырьмя конусными шпильками 37 с конусностью 1 : 200 К верхнему картеру приварен литой стальной корпус амортизатора 9 для присоединения двух, рядом расположенных реактивных тяг, удерживающих редуктор от проворачивания на оси колесной пары 35

Входной и промежуточные валы в сборе расположены в перпендикулярно расточенных отверстиях верхнего картера Фланцы 8 и 20, а также ведущая 13 и ведомая 31 конические шестерни с круговым зубом посажены на валах с прямоугольными шлицами Рабочие поверхности зубьев конических шестерен с машины № 1880 цементируются на глубину 1,7—2,2 мм (раньше глубина цементационного слоя составляла 1,3—1,6 мм) Все детали входного и промежуточного валов от осевого смещения фиксируются пробками 6 Для стопоре-ния пробок применены торсионы 7 и 27. Каждый из торсионов пропущен через сквозное отверстие в валу и шестигранными концами входит в пробки При работе редуктора каждая из двух пробок одного вала, стремясь отвернуться, завертывает вторую, чем предотвращается ослабление крепления. Крышки 5 в пробках, удерживаемые стопорными кольцами 4, предотвращают осевое смещение стержней. С машины № 2200 резьбовая часть пробок удлинена с 30 до 47 мм, что должно повысить работоспособность этого соединения.

В валах входном и промежуточном для воспринятия радиальных сил применены цилиндрические роликоподшипники 12 (№ 92230) и 16 (№ 2228), а для воспринятия осевых сил —шариковые подшипники 18 (7Н228).

Боковой зазор между зубьями конических шестерен в пределах 0,2— 0,4 мм регулируется подшлифовкой колец 17 или постановкой дополнительных прокладок (браковочная величина 2 мм) При замере бокового зазора шестерни должны быть разжаты в сторону большего модуля Боковой зазор

в цилиндрической паре при изготовлении установлен в пределах 0,6—1,1 мм.

 

 

 

Рис. 116. Средний осевой редуктор:
1 — картер нижний; 2 —картер верхний; 3, 6, 21, 54 —пробки, 4 — кольцо стопорное; 5, 11, 15, 19, 38 — крышки; 7, 27 — торсионы, 8, 20 — фланцы; 9 — корпус амортизатора; 10 — кольцо лабиринта; 12—роликоподшипник 92230, 13 — шестерня коническая ведущая; 14 — вал входной; 16 — роликоподшипник 2228; 17 — кольцо регулировочное; 18 — шарикоподшипник 7Н228Л; 22 — полость смазки шарикового и роликового подшипников; 23, 28 — кольца, 24 — кольцо резиновое; 25 — прокладка регулировочная, 26 — вал промежуточный; 29 — кольцо уплотнительное, 30 — винт; 31— шестерня коническая ведомая; 32 — сапун; 33—щуп; 35 — колесная пара в сборе; 36 — порожек; 37 — шпилька конусная

 

 

 

 

 

Натяг Е (в пределах 0—0,15 мм) по торцам подшипников обеспечивается подбором металлических прокладок различной толщины. Зазор Ж (в пределах 0,75—1 мм) устанавливается так Винт 30 завертывается до упора и затем отворачивается на пол-оборота, после чего раскернивается,

Для смазки роликового 16 и шарикового 18 подшипников промежуточного вала применена консистентная смазка, заполняющая полость 22. Смазка конических шестерен и подшипников входного и промежуточного валов, за исключением подшипников 16 и 18, обеспечивается разбрызгиванием масла коническими шестернями в полости верхнего картера. Цилиндрические шестерни и подшипники оси смазываются за счет разбрызгивания цилиндрическими шестернями масла в полости нижнего картера.

Конические шестерни смазывают через сапун 32, цилиндрические — через пробку 3. При заправке полости цилиндрических шестерен масло заполняет вначале карман, ограниченный порожком 3, а затем, переливаясь через него, заполняет полость нижнего картера. Для контроля уровня масла в верхнем и нижнем картерах с машины № 1816 устанавливают щупы 33 вместо ранее применяемых пробок. Каждая полость для слива масла оборудована пробками 34, устанавливаемыми в нижней точке.

На первых тепловозах редукторы были оборудованы манжетными уплотнениями с пружинами. Такие уплотнения не обеспечили надежную работу редуктора, и поэтому сейчас устанавливаются неизнашиваемые лабиринтные уплотнения, которые состоят из ряда впадин в крышках 11 и 19 и такого же количества выступов в кольцах лабиринтов 10, входящих во впадины крышек. Аналогичные уплотнения установлены на оси колесной пары.

Перетекание смазки из верхнего картера в нижний в процессе работы предупреждает уплотнение, образованное стаканом подшипника 12 промежуточного вала и кольцом 28. С этой же целью установлено резиновое кольцо 29. Утечка смазки из полости 22 в нижний картер предупреждается аналогичным уплотнением. При работе редуктора возможно и допускается попадание некоторого количества смазки за счет разбрызгивания из нижнего картера в полость 22. Для исключения утечки смазки через шлицы установлены резиновые кольца 24 с прямоугольными шлицами по внутреннему диаметру.

Состояние зубчатого зацепления в редукторах можно проверить без их выкатки из-под тепловоза. Для осмотра конической пары служит крышка, на которой установлен сапун 32, а для осмотра цилиндрической пары —лючек с крышкой 38. Осмотр конической пары и замер бокового зазора на выкаченных редукторах производится через лючек с крышкой 15

Перед разборкой осевой редуктор выкатывают вместе с колесной парой, затем разбирают по разъему, предварительно слив масло Снятый верхний картер в сборе с входным и промежуточным валами устанавливают на кантователь так, чтобы ось промежуточного вала была расположена вертикально.

Отвернув болты, крепящие промежуточный вал в сборе к корпусу редуктора, вынимают его. Из пазов пробок 6 входного вала 14 вынимают кольца стопорные 4, затем крышки 5 и торсион 7. Отвернув пробку 6, снимают фланец 8 и крышку 11. После поворота редуктора кантователем фланцем 20 вверх снимают вал входной, предварительно отвернув болты крепления крышки 19.

У вынутого вала отворачивают пробку 6, снимают шестерню 13 с подшипником 12, фланец 20 и крышку 19, после чего спрессовывают подшипники, предварительно сместив стакан в сторону конической шестерни 13.

Разборка промежуточного вала подобна разборке входного вала.

При сборке редуктора обеспечивают строгое соблюдение следующих правил. Боковой зазор в конической паре замеряют свинцовой проволокой диаметром 2 мм, предварительно проверив установку натяга Е в пределах 0— 0,15 мм. Пробки 6 завертывают моментом 160 кГм. При установке конических шпилек 37 вначале затягивают шпильку гайкой со стороны меньшего конуса, контрят ее второй гайкой, а затем уже завертывают гайку со стороны большего конуса. После сборки тщательно контрят все крепления.

В процессе сборки и разборки следует учитывать, что диаметральный натяг по сопрягаемым поверхностям А, Г и Д выполняется при изготовлении в пределах 0,004—0,055 мм. По сопрягаемым поверхностям Б и В детали устанавливаются с зазором в пределах 0—0,119 мм для поверхностей Б и 0— 0,075 мм для поверхностей В.

 

 

 

 

Рис. 117. Осевой редуктор с применением конусных соединений:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109 ..