НОСОК ОТБОРА МОЩНОСТИ дизеля М753Б тепловозов ТГМ3А, ТГМ3Б
Носок отбора мощности (рис. 32) состоит из двух
основных узлов: картера носка с фланцем вала, шестерней и стаканом с
роликоподшипниками и вала с соединительной муфтой.
Картер носка 1 представляет собой отливку с двумя кронштейнами, на одном
из них устанавливается стартер типа ЭС-1, крепящийся к кронштейну
ленточными хомутами. Два кронштейна предусмотрены в случае необходимости
установки двух стартеров СТ-722.
С противоположной стороны картера носка отбора мощности на фланце
крепится стакан 11 роликоподшипников с крышкой 2.
rfa боковой поверхности картера носка имеется лючок, в котором размещен
визир, состоящий из стрелки 16 и градуированной шкалы, нанесенной на
наружной цилиндрической поверхности соединительной муфты 13. Визир
служит для установки шатунно-поршневого механизма дизеля в определенные
положения. Лючок закрывается крышкой.
Стакан 11 и размещенные в нем сферические роликоподшипники 9 являются
опорами вала носка отбора мощности и ограничивают вал от осевого
перемещения. Между торцом наружного кольца роликоподшипника и стопорным
кольцом 18 устанавливается регулировочная шайба 17. Стакан с
роликоподшипниками закрывается крышкой 2.
В крышке имеется кольцевая расточка, в которую устанавливаются две
армированные манжеты сальника 4 и пружины сальника 7. Перед сальником на
ступице фланца 6 расположен отражатель 8, отбрасывающий большую часть
масла от сальника. Фланец 6 соединяется с валом 5 при помощи конусной
гидравлической посадки.
К фланцу вала на болтах 3 крепится шестерня 10 с
пазами для установки ключа при проворачивании вала дизеля вручную.
Фланец и шестерня имеют отверстия для соединения дизеля с валом
потребителя мощности. В передней части вала 5 находится шлицевой венец,
который соединен с муфтой 13.
От осевого перемещения муфта предохраняется тремя сухарями 14, которые
вводятся в канавку соединительной муфты. Соединительная муфта 13 с валом
и стрелка визира устанавливаются так, чтобы при положении поршня в в. м.
т. в первом левом цилиндре дизеля в конце такта сжатия стрелка
находилась бы против нулевого деления на шкале соединительной муфты с
обозначением «в. м. т. 1-го лев. ц.».
Смазка механизма носка отбора мощности осуществляется от системы смазки
дизеля. Масло из внутренней полости седьмой опоры коленчатого вала
дизеля поступает в носок отбора мощности.
Струя масла проходит через отверстие втулки 12 внутрь центрального
сверления в валу и через радиальное отверстие попадает в кольцевую
полость, образованную наружной поверхностью вала и внутренней
поверхностью расточки во втулке 19, откуда через наклонные сверления
втулки направляется на подшипники.
Работа носка отбора мощности осуществляется следующим образом: при
включении стартера дизеля его шестерня входит в зацепление с шестерней
на фланце вала; стартер развивает полный крутящий момент и начинает
вращать коленчатый вал дизеля.
При работе дизеля венец амортизатора коленчатого вала, находясь в
постоянном зацеплении с соединительной муфтой 13, приводит во вращение
вал носка 5, который передает вращение фланцу 6, соединенному с валом
агрегата, являющегося потребителем мощности.