Маслонагнетающий насос с центрифугой дизеля М753Б тепловозов ТГМ3А, ТГМ3Б
Предназначен для непрерывной подачи
очищенного от механических примесей масла к трущимся деталям дизеля.
Насос шестеренчатый. Вращение ведущему валику насоса передается от
коленчатого вала через пару конических шестерен и рессору. Очистка масла
от механических примесей осуществляется в барабанах центрифуги.
Конструкция насоса (рис. 30). Отлитые из алюминиевого сплава крышка
насоса 1, корпус насоса 2, кожух 3 и крышки 11 и 14 скреплены между
собой шпильками.
В корпусе насоса 2 размещается пара нагнетающих шестерен 17 и 28.
Ведущая шестерня 17 монтируется на ведущем валике 18, за одно целое с
которым выполнена цилиндрическая шестерня, передающая вращение валику
центрифуги 30.
Ведущий валик 18 вращается в трех бронзовых
втулках, две из которых запрессованы в крышку насоса 1, третья — в
корпус насоса 2. Ведущий валик имеет внутренние эвольвентные шлицы, в
которые входит рессора 20, передающая вращение валику от шестерни
привода. В осевом направлении ведущий валик фиксируется замковым кольцом
с шайбой.
Ведомая нагнетающая шестерня 28 с запрессованной бронзовой втулкой
свободно вращается на оси 29, расположенной в отверстиях крышки и
корпуса насоса. Для поддержания заданного давления масла в магистрали
дизеля в корпусе насоса устанавливается редукционный клапан, состоящий
из штуцера 23 с ввернутым в него регулировочным винтом 25 и самого
клапана 27, нагруженного пружиной 26, опирающейся одним торцом на
клапан, другим на тарелку 22. Вращением регулировочного винта
устанавливается необходимая величина давления масла в главной масляной
магистрали дизеля. Регулировочный винт контрится гайкой и закрывается
колпачком 24.
Валик центрифуги 30 расположен на трех опорах. Двумя опорами служат
бронзовые втулки, запрессованные в крышку насоса, третьей —
шарикоподшипник, смонтированный в стальной обойме. Обойма установлена в
крышку. На валике центрифуги подшипник затягивается гайкой, при этом
внутренняя обойма шарикоподшипника прижимается к сферической шайбе 9,
упирающейся в торцы шлицов валика. Наружная обойма шарикоподшипника
зажимается крышкой 11 до упора в буртик обоймы.
В кожухе 3 размещен ротор центрифуги 8, состоящий и5 стального наружного
барабана 4, внутреннего барабана 5 с вваренными в него лопатками 16, и
конуса 6. Внутренний барабан выступами входит во впадины буртика конуса
и вращается вместе с наружным барабаном. Конус ввинчивается в наружный
барабан и крепится к нему. К фланцу конуса крепится поводок 15. Конус
имеет две расточки, в одну из которых запрессована бронзовая втулка, в
другую устанавливается латунная втулка 13, имеющая наружные зубцы,
входящие в зацепление с поводком 15.
Ротор центрифуги монтируется на трех опорах. Одной опорой служит
бронзовая втулка, запрессованная в корпус насоса, в которую входит цапфа
31 наружного барабана. Двумя другими опорами являются бронзовые втулки,
запрессованные в конус центрифуги, и втулка 13 с опорным диском,
опирающаяся на валик центрифуги. Допустимое осевое перемещение ротора
устанавливается регулировочной шайбой.
Вращение ротора центрифуги передается от валика центрифуги через
фрикционное устройство, состоящее из трех ведущих и трех ведомых дисков
12. Ведущие диски гладкие, стальные; они имеют внутренние зубцы,
которыми монтируются на шлицы валика центрифуги. Ведомые диски латунные,
с маслоотводящими канавками на торцовых поверхностях и наружными
зубцами, входящими в зацепление с поводком 15.
Диски фрикциона 12 расположены между втулкой 13 с опорным диском и
опорной шайбой 10, опирающейся на стальную сферическую шайбу 9,
обеспечивающую ее самоустановку.
Внутренняя полость К кожуха 3 сливным отверстием И, проходящим через
корпус и крышку насоса, сообщается с внутренней полостью верхнего
картера. Давление масла, создаваемое насосом, действует на ротор
центрифуги. Кольцевым зазором между внутренним диаметром цапфы 31
наружного барабана и наружным диаметром валика центрифуги 30 создается
неуравновешенное осевое усилие, смещающее ротор центрифуги 8, который
зажимает фрикционные диски 12, обеспечивая при этом безударное включение
ротора центрифуги.
Трущиеся поверхности деталей маслонагнетающего насоса и центрифуги
смазываются циркулирующим в них маслом.