Работа тормозной системы тепловоза ТГМ6А при
управлении тормоза краном машиниста № 394-2
Зарядка. При установке ручки крана машиниста в положение I (зарядка) или
в положение II (поездное) воздух из питательной магистрали через кран
машиниста поступает в уравнительный резервуар 15 (рис 151), а также в
тормозную магистраль тепловоза, трубопровод которой проходит вдоль всего
тепловоза и заканчивается концевыми кранами 32 и соединительными
рукавами 33. Из тормозной магистрали воздух поступает к
воздухораспределителю 2, из которого — в запасный резервуар У, и
одновременно проходит к электропневматическому клапаиу автостопа 3,
скоростемеру и датчику-реле давления Д250Б-02, блокирующему трогание
тепловоза при давлении в тормозной магистрали ниже 0,38 МПа (3,8
кгс/см*).
Давление в тормозной магистрали и в подключенном к ней пневматическом
оборудовании зависит от положения ручки крана машиниста (I или II) и от
затяжки пружины редуктора крана машиниста. Редуктор должен быть
отрегулирован (поворотом его стакана при поездном положении ручки крана
машиниста) на поддержание в магистрали давления 0,53—0,55 МПа (5,3—5,5
кгс/см2) для грузовых поездов и 0,5—0,52 МПа (5,0—5,2 кгс/см2) для
пассажирских.
Если при зарядке ручки обоих кранов вспомогательного тормоза установлены
в положение II (поездное), тормозные цилиндры тепловоза через
переключательный клапан 10, расположенный под полом кабины, соединены с
атмосферными отверстиями этих кранов, т. е. с атмосферой. При положениях
III—VI ручки хотя бы одного из кранов вспомогательного тормоза тормозные
цилиндры заполняются сжатым воздухом, т. е. происходит торможение
тепловоза.
Торможение. При переводе ручки крана машиниста в положение V (тормозное)
происходит разрядка уравнительного резервуара. При ступенчатом
торможении она должна составлять 0,05—0,06 МПа (0,5—0,6 кгс/см2) [на
затяжных спусках — 0,08 МПа (0,8 кгс/см2) ], а при полном служебном
торможении — 0,15 МПа (1,5 кгс/см2). Снижение давления в уравнительном
резервуаре вызывает перемещение выпускного клапана крана машиниста, в
результате чего через этот клапан происходит разрядка тормозной
магистрали на ту же величину, что и в уравнительном резервуаре. При этом
срабатывает воздухораспределитель, который пропускает сжатый воздух из
запасного резервуара по импульсной магистрали в дополнительный резервуар
42, обеспечивающий устойчивую работу воздухораспределителя, и в полость
над поршнем крана вспомогательного тормоза 21 (на правой стенке кабины).
Под действием поршня опускается впускной клапан крана 21 и открывает
доступ воздуху из главных резервуаров в магистраль тормозных цилиндров и
далее через соединительные рукава 35 в тормозные цилиндры. Происходит
торможение. При этом давление в тормозных цилиндрах (эффективность
торможения) зависит от двух факторов: величины снижения давления в
тормозной магистрали и усилия режимных пружин воздухораспределителя, т.
е. положения переключателя грузовых режимов воздухораспределителя.
Максимальное давление в тормозных цилиндрах при полном, служебном
торможении должно быть:
на порожнем режиме 0,14—0,18 МПа (1,4—1,8 кгс/см2);
на среднем — 0,28—0,33 МПа (2,8—3,3 кгс/см2);
на груженом — 0,39—0,45 МПа (3,9—4,5 кгс/см2);
При экстренном торможении, т. е. при переводе ручки крана машиниста в
крайнее (VI) положение, происходит полная разрядка уравнительного
резервуара, тормозной магистрали, причем более быстрым темпом, чем при
служебном торможении. В остальном тормозная система работает так же, как
и при служебном торможении. Экстренное торможение можно произвести и
поворотом в крайнее правое положение ручки комбинированного крана 18.
Отпуск тормозов. При переводе после торможения ручки крана машиниста в
положение I или II снова, как и при зарядке, повышается давление в
уравнительном резервуаре, тормозной магистрали и воздухораспределителе;
механизм воздухораспределителя устанавливается в исходное положение
(зарядка), отключая импульсную магистраль, а значит, и полость над
поршнем крана вспомогательного тормоза 21 от запасного резервуара и
соединяя ее с атмосферой. В кране 21 закрывается впускной клапан,
отсоединяя магистраль тормозных цилиндров от главных резервуаров, а
через выпускной клапан этого же крана сжатый воздух из тормозных
цилиндров уходит в атмосферу. Происходит отпуск тормозов.