Эластичная муфта предназначена для передачи вращающего момента от дизеля
к гидропередаче. Она в определенных пределах компенсирует погрешности
установки дизеля и УГП. Эластичный элемент муфты, представляющий собой
шинную резино-кордную оболочку, обеспечивает низкий уровень динамических
нагрузок от возникающих при вращении колебаний в элементах гидропередачи
и самой муфте в диапазоне частот вращения коленчатого вала дизеля 420—
1000 об/мин.
Эластичный элемент 1 муфты (рис. 146), зажатый по буртам разрезными 2 и
неразрезными 3 фланцами, прикреплен с одной стороны посредством сварного
переходника 8 к фланцу дизеля, а с другой — к фланцу гидропередачи.
Каждое крепление осуществлено с помощью шести болтов 9 и двух штифтов
11.
Разрезные и неразрезные фланцы обеспечивают зажим буртов эластичного
элемента с помощью болтов 7 (по 16 шт.). Для регулировки затяжки буртов
и облегчения условий работы болтов 7 между разрезными и неразрезными
фланцами установлены регулировочные кольца 4. Штифты 5 обеспечивают
правильную установку разрезных колец и частично передают вращающий
момент.
В зависимости от величины буртовой части (размер а) эластичного элемента
(в свободном состоянии), замеряемой на диаметре 365—375 мм, выбирают
общую толщину с регулировочных колец 4:
с, мм 1,5
3
4,5
6
а, мм 29—30,5 30,5—32,5
32,5—34 34—35
После замеров внутрь эластичного элемента вводят
разрезные фланцы 2, затем устанавливают неразрезные фланцы 3 и соединяют
их болтами 7. При этом нельзя допускать попадания масла на
контактирующие поверхности. В процессе затяжки болтов 7 контролируют
момент соприкосновения регулировочных колец с торцами фланцев; после
окончательной затяжки болтов
контролируют несоосность поверхностей диаметром 180
мм, которая не должна превышать 0,3 мм. Собранные элементы муфты
статически балансируют относительно поверхностей диаметром 180 мм с
точностью до 500 гс-мм путем установки балансировочных грузов 6. Грузы
должны быть равными по массе с каждой стороны муфты и устанавливаться не
более двух под два соседних болта.
После балансировки присоединяются переходник 8 к фланцу дизеля, а затем
устанавливают муфту. Крепление соединений обеспечивают болтами 9 и
штифтами 11. Все крепления тщательно стопорят. Перед установкой муфты
необходимо обеспечить точность центровки дизеля и гидропередачи в
следующих пределах: допускаемая несоосность — не более 0,3 мм, перекос
осей — не более 0,3 мм на диаметре 230 мм. Работа муфты при отклонении
центровки от указанных значений ведет к сокращению срока службы
эластичного элемента.
Для удобства монтажа и демонтажа муфты
предусмотрены соосные отверстия, через которые монтажными болтами 10
можно сжать муфту в осевом направлении.
На тепловозах, выпускавшихся до 1979 г., муфта комплектовалась двумя
короткими переходниками вместо одного удлиненного, применяемого в
настоящее время. Короткие переходники монтировались с обеих сторон
муфты.