Насос смазки осевых редукторов тепловоза ТГМ6А

  Главная      Учебники - Тепловозы     Устройство тепловоза ТГМ6А (Издание второе) (В. Н. Логунов) - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  ..

 

 

4. Осевые редукторы тепловоза ТГМ6А

 

 

Насос смазки осевых редукторов тепловоза ТГМ6А

 

 

Насос смазки, применяющийся на тепловозах выпуска до 1977 г. (рис. 149, а), реверсивный, имеет подачу 15 л/мин при частоте вращения входного вала 1180 об/мин и противодавлении 0,5 МПа (5 кгс/см2). Зубчатое колесо 14 привода насоса закреплено при помощи шпонки на конусном хвостовике ведущей шестерни 7 насоса. Ведущая 7 и ведомая 6 шестерни установлены в цилиндрических выточках корпуса 1 и опираются на бронзовые втулки 5, которые запрессованы в крышки 4 и 13. Крышки и корпус выполнены из антифрикционного чугуна; между собой они соединены пятью болтами 12. Два призонных болта 17 обеспечивают правильную установку корпуса и крышек друг относительно друга. Реверсивность насоса обеспечивается двумя шариковыми клапанами 9.

Работает насос следующим образом. По каналу 2 и кольцевым выточкам 3 в крышках 4 и 13 масло поступает к всасывающим полостям 15, заполняя при этом впадины между зубьями ведомой и ведущей шестерен. В зависимости от направления вращения шестерен одна из полостей 16 (левая или правая) является нагнетательной. В ней масло из впадин зубьев вытесняется зубьями сопрягаемой шестерни. Из нагнетательной полости 16 по каналу 8 через клапан 9 масло поступает в полость 10 с фланцем 11, который служит для присоединения нагнетательного трубопровода. Клапан второй полости 16 в это время закрыт, а сама полость находится под разрежением, возникающим в результате выхода зубьев одной из шестерен из впадин сопрягаемой шестерни. При изменении направления вращения назначение полостей 16, каналов 8 и клапанов 9 меняется, т. е. полость, находившаяся под разрежением, становится нагнетательной и т. д.

Перед установкой насоса в редуктор рекомендуется полости 10 и 16, а также канал 8 заполнить маслом, применяемым для смазки редуктора.

В 1977 г. в осевых редукторах стали устанавливать нереверсивные насосы Г11-22 (рис. 149, б), серийно изготавливаемые станкостроительной промышленностью. Для обеспечения реверсивности применена клапанная коробка 1, на которой при помощи четырех болтов 3 закреплен корпус насоса 4. Для регулировки размера (должен быть 110 мм), обеспечивающего правильнее зацепление в шестернях привода насоса, предусмотрены регулировочные прокладки 5. Насос в сборе с клапанной коробкой взаимо-заменяем с насосом производства Людиновского тепловозостроительного завода.

Насос приводится при помощи шестерни 6, насаженной на вал насоса. Перед установкой шестерни на вал контролируют размеры, обеспечивающие натяг в пределах 0,015—0,034 мм, после этого шестерню нагревают до температуры 350—380° С.

Всасывающий и нагнетательный каналы насоса соединены с клапанной коробкой посредством штуцеров 7, 11 и двух трубопроводов 2.

Работу клапанной коробки рассмотрим для случая, когда штуцер 7 находится под разрежением, создаваемым насосом, а штуцер 11— под давлением. При этом под действием разрежения шарик 9 поднимается (шарик показан пунктиром), и масло поступает во всасывающую полость насоса. Из насоса масло под давлением проходит по трубопроводу и через штуцер 11 попадает в клапанную коробку, поднимает шарик 10 и поступает в систему смазки осевого редуктора. Шарики 8 и 12 в это время прижаты к седлам клапанной коробки. При изменении направления вращения насоса шарики 9 и 10 прижаты к седлам, а шарики 8 и 12 приподняты. С 1984 г. осевые редукторы изготавливают без насосов смазки (см. рис. 148, б). Они в отличие от редукторов с насосами смазки, имеют отдельные полости для смазывания конической и цилиндрической пар шестерен. Уровень масла в каждой полости контролируют щупами 1; заполняют полости маслом через резьбовые отверстия, заглушаемые пробками 21.

В процессе работы редуктора возможна перекачка масла из нижней полости смазки цилиндрических зубчатых колес в верхнюю полость смазки конических колес. Для предупреждения переполнения маслом полости конических колес предусмотрено переливное отверстие 20, обеспечивающее слив излишков масла из этой полости в полость цилиндрических колес;

Ведущий вал 8 среднего редуктора выполнен со съемными фланцами 3 и 1 , в крайних редукторах вместо фланца 3 применены съемные втулки. При необходимости (ремонтах) вместо съемных втулок могут быть установлены фланцы.
 

 

 

 

 

 

 

Рис. 149. Насос смазки: а—без клапанной коробки: 1—корпус; 2, 3, 15—всасывающие каналы и полости; 4, 13— крышки; 5—втулка; 6—ведомая шестерня; 7—ведущая шестерня; 8, 10, 16—нагнетательные каналы и полости; 9—нагнетательный клапан; 11—фланец нагнетательного трубопровода; 12—болт ; 14—зубчатое колесо привода насоса; 17—призонный болт; б—с клапанной коробкой: 1—клапанная коробка; 2—трубопровод; 3—болт; 4—корпус насоса; 5—регулировочная прокладка; 6—шестерня привода насоса; 7, 11—штуцера, 8, 9, 10, 12—шарики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  ..