Paздел четвертый ПНЕВМАТИЧЕСКОЕ И
ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ТРОЛЛЕЙБУСОВ
Глава 16 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СХЕМЫ СОЕДИНЕНИЙ ПНЕВМАТИЧЕСКОГО
ОБОРУДОВАНИЯ
Назначение и классификация пневматического оборудования
троллейбусов
Для приведения в действие механических тормозов троллейбусов
наибольшее распространение получила система пневматического
привода с использованием энергии сжатого воздуха. Кроме привода
тормозов, энергия сжатого воздуха используется также для
открывания и закрывания дверей, облегчения усилий водителя при
воздействии на рулевое управление, приведения в действие
стеклоочистителя и пневматической подвески.
За последние годы появились образцы подвижного состава
электротранспорта, где используются чисто электрические или
электромагнитные приводы тормозов, дверей и других видов
вспомогательных приборов обслуживания троллейбуса без применения
сжатого воздуха и, следовательно, пневматического оборудования.
При пневматической системе приводов сжатие воздуха
осуществляется при помощи компрессора, специально
устанавливаемого на троллейбусе. В этом случае предусматривается
система пневматического оборудования, в которой аккумулируется и
распределяется сжатый воздух, а в ряде аппаратов его энергия
преобразуется в механическую для приведения в действие тормозных
устройств и других механизмов.
Применяемое на современных троллейбусах пневматическое
оборудование разделяется на три группы: а) напорная система; б)
тормозная система; в) механизмы обслуживания кузова и рулевого
управления.
Напорная система производит сжатие воздуха, его очистку и
аккумулирование. Она состоит из компрессора, регулятора
давления, предохранительного клапана, обратного клапана,
воздухоочистителей и воздушных резервуаров. В состав тормозной
системы входят тормозной кран и тормозные камеры или тормозные
цилиндры. К механизмам обслуживания кузова относятся:
пневматические и электропневматические механизмы открывания и
закрывания дверей, пневматические распределительные краны и
электрические переключатели управления дверями (краны водителя),
пневматические краны и электропневматические выключатели входных
дверей (краны кондуктора), пневматические и электрические
стеклоочистители и др. В троллейбусах типа ЗИУ-5 к потребителям
сжатого воздуха относится и усилитель рулевого управления.
Изготовлен также опытный образец машины с пневматической
подвеской (ЗИУ-9).
Производство пневматического оборудования
для отечественных троллейбусов впервые было освоено Ярославским
автомобильным заводом в 1936 г. В настоящее время пневматическое
оборудование выпускают многие советские предприятия как для нужд
автомобильного транспорта, так для троллейбусов.
Для выработки сжатого воздуха служит компрессор, который
приводится в действие электрическим двигателем. Воздух,
нагнетаемый компрессором, аккумулируется в специальных
резервуарах.
Наличие резервуаров со сжатым воздухом создает условия для
прерывной работы компрессора, т. е. периодического его включения
и выключения. Прерывная работа компрессора увеличивает срок
службы его деталей и позволяет, периодически охлаждать агрегат.
Двигатель компрессора включается и выключается автоматически при
помощи специального аппарата, называемого регулятором давления
или автоматом компрессора АК.
Состав и назначение других пневматических
аппаратов описаны ниже при разборе схем пневматического
оборудования различных типов троллейбусов.
|