Оборудование
цельнометаллического кузова троллейбуса и его окраска
Оборудование кузова троллейбуса разделяется на внутреннее и внешнее. К
внутреннему оборудованию относятся: пассажирские сидения,
продольные потолочные поручни, вентиляторы, плафоны основного и
запасного освещения, кнопки звонка кондуктора, сидение
кондуктора. Внешнее оборудование состоит из съемной
лестницы, заднего борта, постамента для крепления
токоприемников, резиновой дорожки на крыше, переднего и
заднего буферов, маршрутных указателей, зеркала наблюдения. В
салоне троллейбуса МТБ-82Д установлены 16 двухместных
пассажирских сидений, одно пятиместное и одно трехместное, а
также одно сидение для кондуктора, около входной двери. В кабине
расположено сидение для водителя, смонтированное на специальной
опоре, позволяющей урегулировать положение сидения по высоте и в
продольном направлении. Все сидения троллейбуса имеют мягкие
подушки и спинки, изготовленные на деревянных рамках. Каркасы
двухместных пассажирских сидений выполнены из стальных труб.
Изогнутая хромированная труба верхней части каркаса
образует поручень.
В подушках сидений установлены пружины в три ряда по специальному
разметочному шаблону. Пружины прикреплены к основанию подушки
металлическими скобами. Спинки сидений не имеют пружин. Подушки
и спинки сидений обтянуты текстовинитом (заменителем кожи).
Для удобства стоящих пассажиров вдоль потолка пассажирского
помещения троллейбуса укреплены в кронштейнах два потолочных
поручая. Поручни и кронштейны хромированы. Кронштейны
прикреплены к металлическим дугам каркаса крыши.
В кузове смонтированы восемь потолочных вентиляторов для естественной
вентиляции салона. Вентиляторы сообщаются с атмосферой при
помощи цилиндрических чашек и отверстий в наружной обшивке
крыши. Освещение салона в вечернее время производится 14
лампами, размеренными в потолочных плафонах, и двумя лампами
запасного освещения, питаемыми от низковольтной цепи. Плафоны
расположёны в отверстиях внутренней обшивки потолка, на боковых
ее частях.
Место кондуктора имеет металлическое
ограждение. Перегородка, отделяющая кабину водителя от
салона, также выполнена из металла. В левой нижней части
перегородки кабины устроен люк, позволяющий осматривать и
ремонтировать электрооборудование, установленное в кабине.
Лестница заднего борта, которой можно воспользоваться для
подъема на крышу, изготовлена из труб, соединенных сваркой. Обе
части лестницы —съемная и неподвижная — хромированы.
Резиновая крышевая дорожка имеет рифленую поверхность и
приклеена к наружной обшивке крыши. Для установки токоприемников
и радио реакторов к усиленным дугам каркаса крыши прикреплен
специальный постамент, представляющий собой сварную ферму
из стальных профилей. На задней части крыши установлена
лира, которая удерживает штанги токоприемников в опущенном
состоянии.
Передний и задний буферы предохраняют кузов от случайных механических
повреждений, а также имеют декоративное назначение. Оба буфера
рессорного типа, соединены с рамой троллейбуса стальными
кронштейнами.
Маршрутные указатели расположены над лобовыми окнами кабины
и имеют три просвета, выштампованных в наружной обшивке. В двух
крайних просветах размещаются указатели маршрута троллейбуса, а
в среднем — номер маршрута. В вечернее время маршрутные
указатели освещаются электрическими лампами. Со стороны кабины
водителя просветы маршрутных указателей закрыты щитками.
Для наблюдения за посадкой пассажиров и за обгоняющим
транспортом у окон водителя с наружной стороны установлены два
зеркала на поворотных кронштейнах. Наличие в кабине водителя
больших окон обеспечивает хорошую видимость пути как впереди
троллейбуса, так и по его сторонам. Однако кабина занимает много
места.
Перед сидением водителя расположено рулевое управление, а с
правой стороны 1— рычаг ручного тормоза. На полу перед сидением
размещены педаль контроллера управления (с правой стороны) и
тормозная педаль (с левой стороны). На переднем борту установлен
щиток с измерительными приборами (амперметром, манометром,
спидометром), необходимыми выключателями и сигнальными лампами.
Все аппараты управления расположены в непосредственной близости
от рабочего места водителя и легко доступны.
Для предохранения лобовых стекол от замерзания предусмотрены
специальные стеклообогреватели. В дождливую и снежную погоду
лобовые стекла кабины очищаются пневматическими
стеклоочистителями.
В зимнее время кузов троллейбуса отапливается электрическими
печами, установленными под пассажирскими сидениями. В Москве и
некоторых других городах при капитальных ремонтах и модернизации
троллейбусов МТБ-82 они оборудуются отопительной системой с
использованием тепла, выделяемого пускотормозными
сопротивлениями.
В салоне троллейбуса ЗИУ-5 установлены 20 комплектов мягких
сидений с подушками из губчатой резины, обшитых текстовинитом. В
числе сидений, смонтированных в кузове ЗИУ-5, имеются: 15
комплектов двухместных — шириной 880 мм, четыре комплекта
полутораместных, помещенных над выступами кожухов передних
колес; один комплект одноместного сидения, расположенного в
задней части кузова. Кроме того, в салоне около задней входной
двери имеется одноместное сидение для кондуктора.
В кузове установлены две кассы против передней и задней дверей
при эксплуатации троллейбусов без кондукторов.
В кабине троллейбуса ЗИУ-5 установлено сидение для водителя, допускающее
возможность регулирования по высоте, в направлении продольной
оси машины, а также изменения наклона по отношению к
вертикальной оси.
Наряду с вентиляцией салона, осуществляемой
посредством оконных проемов (о чем указывалось выше), в
конструкции кузова ЗИУ-5 предусмотрена возможность поступления
атмосферного воздуха через два. потолочных люка, открывающихся
по ходу троллейбуса и навстречу, его движению.
Кроме естественной вентиляции, пассажирский салон и кабина
водителя оборудованы принудительной вентиляцией и обогревом в
холодное время года. Для обогрева пассажирского помещения кузова
используется тепло, выделяемое реостатами. Забираемый из салона
воздух прогоняется при помощи специального вентилятора через
пускотормозные сопротивления. Затем нагретый воздух в зимнее
время возвращается в салон для его обогрева, а в летнее время
выбрасывается под кузовом в атмосферу.
Пассажирский салон ЗИУ-5 оборудован электрическим освещением,
арматура которого расположена вдоль овальной части потолка
кузова двумя непрерывными линиями.
В лобовой части кузова имеются маршрутные указатели, габаритные
световые сигналы с цветными линзами, фары дальнего и ближнего
света, передние указатели поворота троллейбуса. На задней стенке
кузова размещены красные габаритные сигналы, задние указатели
поворота и стоп-сигналу.
По обеим сторонам кабины установлены зеркала заднего вида,
позволяющие водителю наблюдать за посадкой и высадкой
пассажиров, а также за идущим позади троллейбуса транспортом.
Окраска придает троллейбусу привлекательный внешний вид и
защищает металлические поверхности от коррозии, а деревянные —
от гниения.
Лакокрасочные, покрытия троллейбуса должны обладать высокой
стойкостью с достаточной эластичностью пленки.
Окраска троллейбуса включает следующие основные операции:
подготовку окрашиваемых поверхностей, грунтовку, трехкратную
шпаклевку, первое покрытие, второе покрытие с разделкой тонов
окраски, лакировку. Каждая из этих операций состоит из более
мелких, включая шлифовку и сушку окрашенных поверхностей.
Подготовка поверхности заключается в тщательной очистке ее от
грязи, жира, ржавчины и окалины. Для очистки поверхности от
ржавчины и окалины применяют пескоструйные приспособления или
химикаты, а при отсутствии их — наждачную бумагу или
металлические щетки.
Грунтовку поверхности осуществляют предварительно на отдельных
листах обшивки, а затем на обшитом кузове. Более тщательную
грунтовку листов обшивки производят до их сборки.
Внутреннюю обшивку потолка и панелей, выполненную из пластмассы
или фанеры, а также деревянные детали пола, бруски и бобышки
покрывают специальным лакомасляным грунтом.
После обшивки кузова грунтовочное покрытие наружной поверхности,
и особенно поврежденные места, зачищают наждачной шкуркой до
полного удаления царапин и других дефектов. По окончании
зачистки поверхность промывают уайт-спиритом и еще раз покрывают
глифталевым грунтом.
Шпаклевку поверхности производят шпателем или резинкой с
применением специальной подмазки. После зачистки и подшпаклевки
с поверхности кузова удаляют пыль. Вслед за этой операцией
обшивку кузова покрывают так называемым выявительным слоем
эмали. Дефекты и неровности, выявившиеся после первого покрытия,
еще раз шпаклюют.
После каждой из перечисленных операций поверхность кузова
подвергают сушке. Затем кузов шлифуют наждачной шкуркой или
пемзой. По окончании шлифовки и удалении пыли кузов окрашивают
последовательно двумя слоями красителя. Окраску рекомендуется
производить специальными краскораспылителями. После второго
покрытия с разделкой тонов и сушки целесообразно покрыть
наружную поверхность кузова бесцветным лаком. Это улучшает
отделку кузова и повышает срок службы красителей.
Сушку кузова производят в специальных сушильных камерах или, при
их отсутствии, естественным путем — в теплом помещении.
Помещение для окраски и сушки кузова оборудуется хорошей
вентиляцией и должно быть свободно от пыли.
При окраске троллейбуса распылением окна кузова обычно защищают
деревянными щитами, а полированные и хромированные детали
покрывают специальной липкой бумагой.
В процессе эксплуатации и ремонта приходится производить полную
перекраску, а также частичную подкраску обшивки троллейбуса, его
оборудования и агрегатов. |