Схема пневматического оборудования троллейбусов ЗИУ-5
Главная     Учебники - Троллейбусы       Троллейбусы (теория, конструкция и расчет) Ефремов И.С. - 1969 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

 

 

Схемы соединения и состав пневматического оборудования троллейбусов

 

 

 

Схема пневматического оборудования троллейбусов ЗИУ-5

 

 

Пневматическая система троллейбуса ЗИУ-5 обеспечивает работу механических тормозов и усилителя рулевого управления. В состав пневматического оборудования ЗИУ-5 входит (см. схему, приведенную на рис.102): одноступенчатый компрессор типа ЭК-4 с воздушным охлаждением 10, приводимый в действие электродвигателем типа ДК-408А (компрессор типа ЭК-4 установлен взамен компрессора ЯТБ-1 из-за недостаточной производительности последнего); три резервуара 8 емкостью по 25 л каждый регулятор давления типа АК-11 или автомат компрессора 4; предохранительный клапан 11; обратный клапан 9; сдвоенный тормозной кран 6 типа ЗИЛ-127; два передних и два задних тормозных цилиндра 7 и 7'; воздухораспределители 5 пневматического усилителя рулевого управления; цилиндр 1 пневматического усилителя рулевого управления типа ЯАЗ-214; резервуар 2 пневматического усилителя; двухстрелочный манометр 3 сжатого воздуха и воздухопроводы пневматической системы.

 

 

Пневматическая.схема и оборудование троллейбуса ЗИУ-5 существенно отличается от пневматического оборудования МТБ-82. Здесь, например, отсутствуют пневматические приводы стеклоочистителей (они заменены электрическими), пневматические механизмы открывания и закрывания дверей (заменены'электрическими), установлен пневматический усилитель рулевого управления.

Сжатый воздух, вырабатываемый компрессором, нагнетается в три последовательно соединенных резервуара. Из резервуаров воздух подводится к сдвоенному тормозному крану и другим потребителям. Сдвоенный тормозной кран подает воздух в передние и задние тормозные цилиндры. Один из воздухопроводов, отходящих от тормозного крана, присоединяется к двухстрелочному манометру, позволяющему контролировать давление воздуха как в напорной системе (в резервуарах), так и в тормозных цилиндрах.

Как видно из схемы, компрессор снабжен предохранительным и обратным клапанами.

В пневматической системе троллейбуса ЗИУ-5, в отличие от троллейбусов других типов, вместо тормозных камер применены, как указано выше, тормозные цилиндры.

Нормальная работа всех пневматических и электропневматических аппаратов и их правильное взаимодействие зависят от строгого соблюдения технических требований на их монтаж и регулировку. Проверка выполнения технических требований осуществляется путем испытания пневматической системы, проводимой как на новом троллейбусе, так и после соответствующих ремонтов. Так, на троллейбусе ЗИУ-5 при испытании пневматической системы к ней предъявляются следующие основные требования:

1) наибольшие значения рабочего давления должны находиться в пределах 0,65±0,05 Мн/мг (6,5±0,5 am);

2) герметичность соединения системы муфтами, ниппелями, тройниками, угольниками и прочим должна проверяться на слух, покрытием мыльной водой и наблюдением за перепадом давления, который при 0,65 Мн/м2 (6,5 am) не должен превышать 0,1 Мн/м2 (1 aт) в течение 30 мин;

3) автоматический регулятор давления должен отключать компрессор при давлении в системе 0,65 Мн/м2 (6,5 aт) и включать его при 0,5 Мн/мг (5 aт), т. е. перепад давления должен находиться в пределах до 0,15 Мн/мг (1,5 ат)\

4) предохранительный клапан должен открывать выход сжатому воздуху в атмосферу при давлении 0,8 Мн/м2 (8 aт);

5) при затормаживании колесных тормозов выход штоков не должен превосходить в передних цилиндрах 25 мм и в задних — 30 мм. При сбрасывании тормозной педали воздух из тормозных цилиндров должен выходить в течение времени, не превышающем 1,5 сек.

Значительный интерес представляет пневматическая система троллейбуса ЗИУ-9. Источником питания потребителей сжатым воздухом является двухцилиндровый одноступенчатый компрессор конструкции завода им. Урицкого. В сравнении с компрессором ЭК-4, устанавливаемым на троллейбусах типа ЗИУ-5, новый компрессор имеет в два раза меньший вес при той же производительности (380 л/мин при п = 1250 об/мин коленчатого вала). Тормозные цилиндры передних и задних колес троллейбуса ЗИУ-9 имеют раздельное питание через двухсекционный тормозной кран, причем каждая секция сообщается с одним из двух резервуаров. Кроме того, каждый резервуар отделен от остальной системы обратным клапаном. В этом случае при выходе из строя какого-либо элемента напорной системы (например, обрыв трубопровода между -компрессором и резервуарами) тормозная система будет иметь собственный аварийный запас воздуха. Кроме того, повреждение системы пневмоснабжения передних тормозных устройств не лишит возможности использования задних и наоборот. Это в значительной степени повышает безопасность движения. Кроме того, в системе устанавливается противозамораживатель.

Система питания пневматической подвески троллейбуса ЗИУ-9 состоит из двух резервуаров, редукционного клапана, трех регуляторов уровня пола, обратных клапанов задней подвески, изолирующего клапана передней подвески, который служит для предотвращения перетекания воздуха из одного элемента в другой, а также запирания передней подвески в случае повреждения пневмосистемы. Указанные элементы подвески поддерживают уровень пола относительно дорожного покрытия постоянным, независимо от статической нагрузки.

 

 

 

 

Рис. 102. Схема соединений пневматического оборудования троллейбуса ЗИУ-5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..