Схемы соединения
и состав пневматического оборудования
троллейбусов
Схема пневматического оборудования
троллейбусов ЗИУ-5
Пневматическая система троллейбуса ЗИУ-5
обеспечивает работу механических тормозов и усилителя рулевого
управления. В состав пневматического оборудования ЗИУ-5 входит
(см. схему, приведенную на рис.102): одноступенчатый компрессор
типа ЭК-4 с воздушным охлаждением 10, приводимый в действие
электродвигателем типа ДК-408А (компрессор типа ЭК-4 установлен
взамен компрессора ЯТБ-1 из-за недостаточной производительности
последнего); три резервуара 8 емкостью по 25 л каждый регулятор
давления типа АК-11 или автомат компрессора 4; предохранительный
клапан 11; обратный клапан 9; сдвоенный тормозной кран 6 типа
ЗИЛ-127; два передних и два задних тормозных цилиндра 7 и 7';
воздухораспределители 5 пневматического усилителя рулевого
управления; цилиндр 1 пневматического усилителя рулевого
управления типа ЯАЗ-214; резервуар 2 пневматического усилителя;
двухстрелочный манометр 3 сжатого воздуха и воздухопроводы
пневматической системы.
Пневматическая.схема и оборудование
троллейбуса ЗИУ-5 существенно отличается от пневматического
оборудования МТБ-82. Здесь, например, отсутствуют пневматические
приводы стеклоочистителей (они заменены электрическими),
пневматические механизмы открывания и закрывания дверей (заменены'электрическими),
установлен пневматический усилитель рулевого управления.
Сжатый воздух, вырабатываемый компрессором, нагнетается в три
последовательно соединенных резервуара. Из резервуаров воздух
подводится к сдвоенному тормозному крану и другим потребителям.
Сдвоенный тормозной кран подает воздух в передние и задние
тормозные цилиндры. Один из воздухопроводов, отходящих от
тормозного крана, присоединяется к двухстрелочному манометру,
позволяющему контролировать давление воздуха как в напорной
системе (в резервуарах), так и в тормозных цилиндрах.
Как видно из схемы, компрессор снабжен предохранительным и
обратным клапанами.
В пневматической системе троллейбуса ЗИУ-5, в отличие от
троллейбусов других типов, вместо тормозных камер применены, как
указано выше, тормозные цилиндры.
Нормальная работа всех пневматических и электропневматических
аппаратов и их правильное взаимодействие зависят от строгого
соблюдения технических требований на их монтаж и регулировку.
Проверка выполнения технических требований осуществляется путем
испытания пневматической системы, проводимой как на новом
троллейбусе, так и после соответствующих ремонтов. Так, на
троллейбусе ЗИУ-5 при испытании пневматической системы к ней
предъявляются следующие основные требования:
1) наибольшие значения рабочего давления должны находиться в
пределах 0,65±0,05 Мн/мг (6,5±0,5 am);
2) герметичность соединения системы муфтами, ниппелями,
тройниками, угольниками и прочим должна проверяться на слух,
покрытием мыльной водой и наблюдением за перепадом давления,
который при 0,65 Мн/м2 (6,5 am) не должен превышать 0,1 Мн/м2 (1
aт) в течение 30 мин;
3) автоматический регулятор давления должен отключать компрессор
при давлении в системе 0,65 Мн/м2 (6,5 aт) и включать его при
0,5 Мн/мг (5 aт), т. е. перепад давления должен находиться в
пределах до 0,15 Мн/мг (1,5 ат)\
4) предохранительный клапан должен открывать выход сжатому
воздуху в атмосферу при давлении 0,8 Мн/м2 (8 aт);
5) при затормаживании колесных тормозов выход штоков не должен
превосходить в передних цилиндрах 25 мм и в задних — 30 мм. При
сбрасывании тормозной педали воздух из тормозных цилиндров
должен выходить в течение времени, не превышающем 1,5 сек.
Значительный интерес представляет пневматическая система
троллейбуса ЗИУ-9. Источником питания потребителей сжатым
воздухом является двухцилиндровый одноступенчатый компрессор
конструкции завода им. Урицкого. В сравнении с компрессором
ЭК-4, устанавливаемым на троллейбусах типа ЗИУ-5, новый
компрессор имеет в два раза меньший вес при той же
производительности (380 л/мин при п = 1250 об/мин
коленчатого вала). Тормозные цилиндры передних и задних колес
троллейбуса ЗИУ-9 имеют раздельное питание через двухсекционный
тормозной кран, причем каждая секция сообщается с одним из двух
резервуаров. Кроме того, каждый резервуар отделен от остальной
системы обратным клапаном. В этом случае при выходе из строя
какого-либо элемента напорной системы (например, обрыв
трубопровода между -компрессором и резервуарами) тормозная
система будет иметь собственный аварийный запас воздуха. Кроме
того, повреждение системы пневмоснабжения передних тормозных
устройств не лишит возможности использования задних и наоборот.
Это в значительной степени повышает безопасность движения. Кроме
того, в системе устанавливается противозамораживатель.
Система питания пневматической подвески троллейбуса ЗИУ-9
состоит из двух резервуаров, редукционного клапана, трех
регуляторов уровня пола, обратных клапанов задней подвески,
изолирующего клапана передней подвески, который служит для
предотвращения перетекания воздуха из одного элемента в другой,
а также запирания передней подвески в случае повреждения
пневмосистемы. Указанные элементы подвески поддерживают уровень
пола относительно дорожного покрытия постоянным, независимо от
статической нагрузки.
|